Социальный педагог – это специалист, который работает с детьми и подростками, имеющими сложности в обучении, социальной адаптации, воспитании. Его задача – поддержка в непростых жизненных ситуациях, помощь с самореализацией, защита интересов и прав подопечных, создание благоприятных условий для развития ребенка.
Как правило, деятельность социального педагога предполагает комплексную работу с семьей. Кроме «сложных» детей в процессе участвуют их родители или опекуны. Социальному педагогу часто приходится сталкиваться с пограничными ситуациями: ненормальным поведением, преступными наклонностями, насилием в окружении.
Должностные обязанности
Перечень обязанностей специалиста зависит от его специализации и места работы: в дошкольном учреждении, школе, социальной службе, колледже, реабилитационном центре.
В базовые должностные обязанности входит:
- Выявление «неблагополучных» детей из проблемных семей, которым требуется помощь.
- Изучение особенностей развития личности детей и их социального окружения.
- Помощь детям в социализации, стабилизации психического состояния.
- Коррекция поведения «сложных» детей, обучение социальным нормам, принятым в обществе.
- Решение конфликтных ситуаций между детьми, педагогом и учеником, в семейных отношениях.
- Юридическая поддержка детей – помощь в получении пособий и льгот, решении жилищных проблем, консультации по другим правовым и организационным вопросам.
- Профилактика детской и подростковой преступности.
Работа специалиста в детсаду, школе и колледже имеет свою специфику.
В детском саду:
- Собирает и изучает информацию о нуждающихся в соцзащите детях, потенциально опасных неблагополучных семьях.
- Помогает воспитателям с социально-психологической адаптацией детей.
- Выявляет отклонения в поведении воспитанников, оказывает им поддержку и помощь.
- Консультирует родителей по способам социальной адаптации их детей.
- Анализирует конфликтные ситуации, принимает меры по их устранению.
- Взаимодействует с госструктурами по социальной работе.
В школе:
- Помогает школьным педагогам в межличностном взаимодействии с ребенком.
- Дает рекомендации по организации учебного процесса, с учетом особенностей личности конкретного ребенка.
- Анализирует поведение учеников и на основе полученных данных прогнозирует предпосылки для возникновения конфликтов, принимает меры для их предотвращения.
- Разрабатывает адаптационные программы для улучшения психологической атмосферы в школьной среде.
- Консультирует педагогов перед родительскими собраниями, помогает при организации различных школьных мероприятий.
- Консультирует родителей, учителей и детей о способах решения конфликтных ситуаций.
- В комплексе с педагогами создает условия для развития творческого и учебного потенциала учеников, с учетом их индивидуальных особенностей.
В колледже:
- Помогает успешной адаптации абитуриентов при поступлении в колледж.
- Предупреждает возникновение конфликтов, помогает подросткам поведению в стрессовых ситуациях, нахождению способов решения проблем.
- Выступает в качестве посредника между педколлективом и родителями обучающихся.
- Выявляет причины плохой успеваемости и посещаемости занятий студентами, помогает устранить эти причины.
- Изучает интересы учеников, способствует их развитию.
- Выявляет отклонения в поведении учащихся.
- Участвует в совещаниях, родительских собраниях, педсоветах.
- Принимает участие в оценке дисциплинарных проступков студентов колледжа.
Независимо от места работы, должностные обязанности социального педагога осуществляются в рамках ФГОС и направлены на создание благоприятных условий развития личности и обеспечение социально-психологической защиты ребенка.
Цели социального педагога
Основные цели специалиста в образовательном учреждении:
- Поддержка детей и подростков с проблемами в социализации.
- Защита и охрана прав личности.
- Помощь в формировании социальных навыков для успешной интеграции в общественную жизнь.
- Предупреждение возникновения у детей социальных проблем в учебном заведении, семье, обществе. Помощь в их решении.
- Социальное, эмоциональное, нравственное, интеллектуальное развитие личности, раскрытие потенциала, формирование мотивации к самопознанию и обучению.
- Поддержка и помощь в решении жизненных проблем, преодолении кризисных ситуаций.
- Формирование у учеников способности принимать ответственные решения.
- Помощь в подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни.
Таким образом, главные цели социального педагога – это успешная социализация личности ребенка, преодоление существующих социальных проблем и предотвращение их появления, поддержка в сложных ситуациях. Специалист помогает ребенку в самоопределении, развитии и социальной адаптации. Эти задачи реализуются с помощью специальных методов работы.
Методы работы социального педагога
К социально-педагогическим методам изучения и коррекции поведения личности относятся:
Беседа - метод заключается в диалоговом взаимодействии социального педагога и ребенка. Для обсуждения предлагаются актуальные в каждой конкретной ситуации темы. Цель обсуждения – выявление социально-психологических проблем личности, получение информации для анализа и составления плана коррекционных работ. Грамотный специалист находит контакт с ребенком и стимулирует его на активное взаимодействие в форме вопросов-ответов.
Диспут - модифицированный вариант метода беседы, когда ребенок активно вовлекается в процесс обсуждения, не ограничиваясь однозначными ответами на вопросы. Общение происходит в форме диалога, в котором вопросы может задавать и сам ребенок. Важна эмоциональная вовлеченность подопечного, интерес к обсуждаемой теме, позитивный настрой педагога и ученика.
Убеждение - метод убеждения направлен на аргументированную регуляцию взаимоотношения ребенка и социума с помощью объяснения норм и правил поведения с позиции общества. Важно понимать разницу между методом убеждения и авторитарным навязыванием своей позиции. Главный фактор – положительное принятие ребенком информации, отсутствие ее отторжения, нахождение отклика и обратная связь.
Переубеждение - одна из разновидностей убеждения. Работа с устоявшимися неверными представлениями ребенка о социуме, поведенческих моделях, жизненных целях. Это своего рода перестройка сознания, замена неправильных установок положительными нравственными взглядами и ценностями.
Поощрение - метод подкрепления правильных поступков, успешного поведения и положительных действий ребенка. В результате поощрения закрепляются положительные модели поведения, а удовлетворение результатом своей деятельности стимулирует ребенка на саморазвитие, формирует положительную мотивацию.
Наказание - метод сдерживания негативных моментов в поведении ребенка. В результате неприятных переживаний из-за отрицательных последствий совершенного поступка закрепляется связь между определенным поведением и реакцией социума на него. Наказание тесно связано с методом поощрения. Это сложные, но действенные методы, при использовании которых важно осознавать границы дозволенного.
Лекция - монологовый метод в форме рассказа или лекции предназначен для разъяснения ребенку определенных социальных норм и понятий. Рассказ используют для младшей возрастной категории, лекции для детей постарше. Яркие факты, красочные примеры, положительный эмоциональный фон способствуют удержанию внимания аудитории и запоминанию информации. Время рассказа или лекции должно учитывать возраст детей, чтобы не вызвать переутомления и потери информации.
Упражнения - упражнения направлены на практическое закрепление навыков социального общения, формирование полезных привычек, умений принимать решения. Цель упражнений – формирование нравственного поведения.
Игра - с помощью упражнения в игровой форме прорабатываются способы социального взаимодействия, моделируются конкретные ситуации и варианты поведения в них. При использовании сюжетно-ролевых и творческих игр ребенок активно вовлекается в процесс, дает яркий эмоциональный отклик. В играх всегда присутствует нравственный образец для подражания. В результате эти нормы принимаются ребенком и становятся неотъемлемой частью его личности.
Общих рекомендаций по использованию данных методов не существует. Социальный педагог должен понять, какой из них (или какая комбинация методов) даст в конкретном случае нужный результат.
Каждый из этих методов может использоваться в следующих форматах:
- Индивидуальный подход. Работа ведется один на один с ребенком, без участия школьного коллектива и учителей. Целью работы является составление индивидуального плана для достижения поставленных задач.
- Групповая работа. Специалист объединяет в группу детей со схожими социально-психологическими проблемами или окружает «сложного» ребенка детьми с положительными установками. Результат групповой работы – закрепление и развитие социальных навыков, решение проблем.
- Социально-педагогическое сопровождение. Направлено на адаптацию ребенка в разных жизненных ситуациях, преодоление трудностей, оказание помощи в проблемах с учебой, здоровьем и т. д.
- Работа с семьей. В процесс вовлекаются родители и семья ребенка, разрабатываются эффективные стратегии взаимодействия и воспитания, даются рекомендации для создания благоприятной атмосферы дома.
- Сотрудничество со смежными специалистами. При необходимости социальный педагог подключает к работе учителей, соцработников, психологов, врачей. В результате совместных усилий и обмена информацией разрабатывается план по поддержке и помощи ребенку.
Таким образом, в своей работе социальный педагог использует различные методики и способы для оказания помощи ребенку и развития у него социальных навыков, успешной адаптации в обществе. Основная задача – не «сломать» ребенка, а помочь ему, предотвратить негативный вариант развития личности.
Требования к социальному педагогу
Профессиональные требования к должности социального педагога заключаются в следующем:
- Наличие среднего профессионального или высшего образования, при профессиональной переподготовке – наличие документа о дополнительном образовании.
- Знание требований ФГОС, наличие знаний в области психологии, педагогики, семейного и трудового законодательства.
- Умение разрабатывать программы, применять методики и техники в социально-педагогической сфере.
- Умение выполнять диагностику проблем, анализировать и находить способы их решения.
- Обладание навыками работы с детьми разных возрастных групп.
- Умение организовать образовательный процесс, воспитательную работу, развитие детей.
- Умение взаимодействовать с педагогами и родителями.
Это основные требования к социальному педагогу. Дополнительными преимуществами станет цифровая грамотность, коммуникабельность, ответственность организаторские способности, тактичность. И самое главное – желание и умение помогать детям.
Где учиться?
Место обучения | Срок обучения |
---|---|
ВУЗ | 4-5 лет |
Колледж | 2-3 года |
Список мест обучения | Ссылка |
Дополнительное профессиональное образование | 250-520 академических часов |
Для тех, кто хочет поменять сферу деятельности и стать педагогом дополнительного образования, оптимальным вариантом будет прохождение курсов профессиональной переподготовки. Обучение профессии социального педагога проводится на базе имеющегося среднего специального или высшего образования. По окончании курсов выдается диплом, дающий право осуществлять профессиональную деятельность.
Какая зарплата?
Согласно данным из открытых источников, зарплата социального педагога варьируется от 18 000 до 100 000 рублей. Уровень дохода зависит от стажа специалиста, места работы, количества часов. В целом социальный педагог в частных структурах зарабатывает больше, чем в государственных организациях.
Чем может помочь социальный педагог?
Социальный педагог может оказать помощь в следующих ситуациях:
- Межличностные конфликты. Социальный педагог помогает наладить взаимоотношения ребенка с классом и учителями, персонала школы и родителей.
- Опасность для ребенка. Специалист изучает социальное окружение ребенка, выявляет опасную и неблагоприятную для детей среду, принимает меры для устранения кризисной ситуации, при необходимости подключает органы опеки и других специалистов.
- Низкая успеваемость. Социальный педагог выявляет причины, анализирует информацию и дает педагогам рекомендации по организации учебного процесса.
- Профориентация. Специалист помогает развитию способностей ребенка и его профессиональному самоопределению.
- Ущемление прав ребенка. Социальный педагог принимает участие в юридических аспектах сопровождения детей, содействует в оформлении пособий и субсидий.
В первую очередь деятельность социального психолога направлена на работу с подростками и детьми, у которых выявлены отклонения в поведении, подвергающихся травле, с проблемами в семье.
В чем отличие социального педагога от психолога?
Главное различие между психологом и социальным педагогом – специфика рабочих проблем.
Социальный педагог работает с социальными проблемами. Его деятельность тесно связана с правовыми аспектами, бытовыми условиями, обстоятельствами, в которых живет и развивается ребенок, проблемами социальной адаптации.
Задача психолога – оказание помощи при решении психологических проблем, которые часто вызваны условиями жизни ребенка. Специалист занимается особенностями личности, а не социальным окружением.
Достаточно часто эти проблемы пересекаются, и для их успешного разрешения необходима совместная работа социального педагога и психолога.