Как воспитателю получить категорию?
- 20.12.2021
Воспитатели ДОУ, как и любые педагогические работники, должны периодически проходить аттестацию. О том, что для этого нужно, как получить категорию и что изменится в ближайшее время, читайте далее.
Как пройти аттестацию
Воспитатели проходят аттестацию так же как все педагогические работники. Все положения, связанные с проведением этого мероприятия, отражены в Приказе Минобрнауки № 276 от 07. 04. 2014 года.
Есть два вида аттестации:
- на соответствие занимаемой должности, то есть без получения категории;
- на категорию — первую или высшую.
Для каждого из них разные правила и порядок прохождения.
Аттестация без категории
Аттестация на соответствие занимаемой должности обязательна для всех воспитателей без категории. Первый раз ее проходят через 2 года после начала работы в детском саду, а затем — каждые 5 лет.
Такую проверку профессионализма ДОУ организуют самостоятельно. Заведующая составляет распорядительный акт, на основании которого создается аттестационная комиссия. Воспитатель должен быть ознакомлен с этим документом минимум за месяц до проведения испытания.
Затем кто-то из представителей руководства пишет представление на аттестуемого сотрудника. Это может сделать сама заведующая, старший воспитатель или методист. На практике же чаще всего сотруднику приходится самому заполнять этот документ.
В представлении дается оценка профессиональных качеств воспитателя и анализ результатов работы. Кроме того, указываются различные сведения:
- дата начала работы в должности воспитателя;
- наличие и уровень специального образования;
- информация о ДПО педагогического профиля;
- сведения о других аттестациях.
Сама процедура аттестации может отличаться не только в зависимости от региона, но и в каждом дошкольном учреждении. В одном месте достаточно формального присутствия воспитателя на заседании комиссии, а в другом процесс напоминает экзамен по педагогике с вопросами и ответами.
Сотрудник должен присутствовать на заседании аттестационной комиссии. Если он не может прийти по уважительной причине (например, по болезни), аттестацию переносят. Если же воспитатель не явился без уважительной причины, заседание проводят без него.
Решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности принимается на основе голосования. Воспитатель признается соответствующим своей должности, если за него проголосовало не меньше половины комиссии.
Аттестация на категорию
Федеральными или региональными органами власти, контролирующими работу образовательных организаций, создаются аттестационные комиссии. Например, в регионах такая комиссия может быть создана Департаментом образования на базе ОИРО (Областного Института развития Образования).
Воспитатель должен подать в комиссию заявление с указанием должности и категории (первой или высшей), по которым собирается аттестоваться. Отправить заявление можно тремя способами:
- лично принести в комиссию;
- по почте с уведомлением о получении;
- по электронной почте (также с уведомлением).
Комиссия должна определить дату аттестации и письменно сообщить воспитателю о назначенном времени и месте ее проведения. На это отводится до 30 календарных дней. Аттестационный период от проведения испытания до принятия решения не должен быть больше двух месяцев (то есть 60 дней).
Заседание комиссии проходит в назначенный день независимо от того, присутствует на ней сам воспитатель или нет. Категория присваивается в тот же день, когда выносится решение. Это значит, что соответствующая надбавка к зарплате будет начисляться тоже с этого дня.
Решение о присвоении категории принимается голосованием членов комиссии. Если количество голосов за и против оказалось равным, то вопрос решается положительно. Если же человеку по каким-то причинам отказывают, дальнейшие действия будут зависеть от того, на какую категорию он претендовал.
При отказе в присвоении высшей категории за воспитателем сохраняется первая. Если у него до этого не было никакой категории, то повторно подать документы первую категорию можно будет только через год.
Если говорить простым языком, различия между двумя категориями в уровне требований к результатам работы и профессиональной активности. Вот что нужно для получения первой категории:
- все дети в группе (или большинство) должны справляться с программами, положенными им по возрасту;
- воспитатель постоянно проводит работу по выявлению и развитию способностей у своих воспитанников;
- воспитатель регулярно участвует в методической или организационной работе детского сада.
Круг требований к высшей категории примерно такой же, а вот результаты должны быть выше:
- постоянное улучшение показателей педагогической работы (например, по уровню подготовки детей);
- участие и достижения воспитанников в детских конкурсах, соревнованиях, выставках, концертах;
- профессиональная инициатива воспитателя (самостоятельная организация и проведение мероприятия, участие в профессиональном конкурсе);
- результативная методическая работа (внедрение авторской педагогической методики в работу детского сада, выступления на конференциях, разработка проектов).
Вероятность повышения категории увеличивается, если воспитатель периодически проходит курсы повышения квалификации. Профессиональная переподготовка также может стать плюсом.
Подготовка к аттестации
Для прохождения аттестации на любую категорию педагог ДОУ должен подготовить пакет документов. Вот что нужно для аттестации воспитателя:
- заявление;
- согласие на обработку персональных данных;
- аттестационный лист предыдущей аттестации (если есть);
- портфолио;
- аналитическая справка.
Портфолио — это папка, в которой собраны все сведения о результатах и достижениях воспитателя за отчетный период, то есть за последние 5 лет. Ее можно оформить в электронном или бумажном формате.
Содержимое портфолио состоит из нескольких блоков. Их тематика, количество и степень значимости могут различаться в зависимости от региона.
Вот какая информация должна быть в этой папке:
- сведения о воспитателе;
- результаты педагогической деятельности;
- методическая работа;
- самообразование;
- взаимодействие с родителями;
- другие виды деятельности.
В раздел «Сведения» собирают копии документов, которые имеют отношение непосредственно к педагогической работе. К ним относятся:
- диплом о профессиональном образовании;
- трудовая книжка;
- устав ДОУ.
Также могут потребовать характеристику на воспитателя, выданную руководством детского сада.
Результаты педагогической деятельности содержат как итоговые достижения, так и динамические показатели работы с детьми:
- мониторинги по разным данным (здоровья, умственного развития, познавательной активности детей и другие);
- качество освоения учебных программ;
- организация и проведение дополнительных мероприятий (экскурсий, тематических бесед, конкурсов, соревнований);
- ведение кружков;
- проектная деятельность с детьми;
- проведение тематических праздников и утренников.
Сюда же можно добавить копии детских грамот и дипломов разных конкурсов, выставок и соревнований.
В отчет по методической работе включают выступления и сообщения воспитателя на педагогических и методических советах, участие в конференциях и семинарах. Можно опубликовать методическое сообщение на сайте ДОУ, разработать педагогический проект или оформить наставничество над молодым коллегой.
Под самообразованием подразумеваются курсы повышения квалификации или обучение по программе профпереподготовки.
Результаты работы с родителями можно представить в форме отчетов о проведенных родительских собраниях или письменных отзывов в адрес воспитателя. Учитывается и проведение семейных мероприятий для воспитанников и их родителей.
Перечисленных разделов портфолио достаточно для аттестации, но воспитатель, если посчитает нужным, может добавить дополнительные документы. Например, свидетельство о личном участии в профессиональном конкурсе (в том числе, дистанционном) или сертификат о прохождении какого-нибудь тренинга.
Сотрудники ИРО и городских методкабинетов рекомендуют заполнять портфолио не за несколько месяцев до аттестации, а в течение всего пятилетнего межатестационного периода. Все документы нужно складывать в папку по мере их появления.
К портфолио нужно приложить аналитическую справку. Это отчет педагога о проделанной работе и самоанализ профессиональной деятельности. В этот документ вносятся следующие сведения:
- характеристика группы (возраст детей, количество мальчиков и девочек, особенности развития);
- план работы и педагогические задачи;
- описание выполнения намеченного плана, решения задач и проведенных мероприятий;
- мониторинг освоения учебной программы;
- сведения о достижениях детей и воспитателя (грамоты, благодарности, дипломы);
- отчет о работе с родителями;
- описание возникших трудностей;
- анализ проделанной работы с указанием решенных и нерешенных задач;
- определение перспектив дальнейшей работы.
Все документы и копии, подготовленные для аттестации нужно заверить у руководителя ДОУ.
Что изменилось для педагогов ДОУ в 2021 году
Педагоги дошкольных учреждений аттестуются не реже чем раз в 5 лет. Затем действие категории заканчивается, и аттестацию нужно проходить заново. В 2020 году из-за эпидемии COVID-19 Министерство просвещения продлило действие категорий всем педагогам, у которых срок заканчивался с 01.04 2020 по 01.09.2020, до 31.12.2020 года (Приказ № 193).
11 декабря 2020 года вышел новый приказ о продлении срока уже до 31.12.2021 (Приказ № 713). Этот документ касается педагогов, у которых окончание действия категории приходится на период с 01.01.2020 по 01.10.2021 года.
За такими воспитателями до конца 2021 года сохраняется не только категория, но и надбавка к зарплате. Если же работник ДОУ решит по собственной инициативе пройти аттестацию, от также может это сделать.
Также планируется переход на новую систему аттестации по ЕФОМ. Суть нововведения заключается в том, что профессионализм воспитателей будут оценивать на основе единых федеральных оценочных материалов, а не региональных требований.
Пока не известно, когда это произойдет. Сейчас новые правила аттестации апробируют в некоторых регионах среди школьных учителей. Повсеместно ЕФОМ обещают ввести до 2030 года.
Часто возникающие вопросы
У педагогов ДОУ часто возникают дополнительные вопросы, связанные с прохождением аттестации. Ответы на них читайте ниже.
Дополнительные баллы можно получить за работу с детьми-инвалидами или с одаренными детьми. Но это должно быть не отдельное мероприятие, а действующий проект или авторская методика. Нужно предоставить записи открытых занятий по разработанной программе, мониторинг, документальные подтверждения успехов воспитанников.
- Какую тему можно выбрать для аттестации?
Воспитатель может выбрать любую тему, которая его интересует и в которой он лучше всего разбирается. Например, «Развитие творческих способностей в игровой форме», «Роль подвижных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста» и так далее. Лучше выбирать то, на что воспитатель делает упор в работе.
- Я подавала документы на первую категорию, но баллов хватает на высшую. Я могу претендовать на нее?
Нет, не можете. Присваивается только та квалификация, на которую были поданы документы.
- Как узнать, какая методика или подход инновационные, а какие — нет?
Это зависит от региона. Одна и та же методика может считаться инновационной, например, в Брянской области и самой обычной — в Калужской. Изучите соответствующий приказ в вашем ДОУ, в нем должна быть информация конкретно по вашему региону и детскому саду.
- Может ли работодатель заставить воспитателя проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, если комиссия отказала ему в присвоении первой категории?
Да, работодатель имеет на это право. Срок проведения он также назначает сам.
- У меня нет категории. Я могу сразу подать документы на высшую?
Нет, сначала нужно получить первую категорию. Через два года после ее получения можно будет подать документы на высшую.
- Как получить категорию воспитателю детского сада, если не хватает баллов?
Заключение
Порядок и правила аттестации едины для педагогов всех уровней — от ДОУ до ВУЗа. Аттестацию на соответствие занимаемой должности обязаны проходить все воспитатели без категории. Аттестоваться на категорию можно по желанию. Требования к оформлению портфолио отличаются в разных регионах.
В ближайшем будущем правила аттестации могут существенно измениться, но точной информации о характере и масштабах изменений пока нет. Какими бы они не были, для результативной работы воспитатель по-прежнему должен будет заботится о постоянном профессиональном росте и пополнении своего педагогического опыта и знаний.