В любой профессии периодически появляются новые технологии, подходы, методы выполнения операций. Для профессионального развития и совершенствования, освоения новых направлений деятельности и наращивания умений сотрудники должны своевременно обучаться. Одним из видов краткосрочного обучения, подходящих для этого, является повышение квалификации.
Цели и задачи
Главная цель этого вида обучения – увеличение уровня компетентности сотрудников в соответствии с профессиональными требованиями и актуальными достижениями науки, техники и технологий.
Этого вид обучения решает следующие задачи:
- изучение новых методов, приемов, направлений, технологий работы;
- расширение специальных знаний и навыков;
- знакомство с тенденциями, инновациями и передовым опытом работы;
- удовлетворение потребности работников в получении специальных знаний;
- создание условий для саморазвития и реализации творческого потенциала.
Повышение квалификации поможет за короткий срок повысить профессиональный уровень и увеличить возможности карьерного роста.
Нормативно-правовое обеспечение
Повышение квалификации – это один из видов дополнительного профессионального образования (ДПО). Эту деятельность регламентируют три основных законодательных акта:
- ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 от 01.07.13 года.
- Трудовой кодекс РФ.
Каждый из них регулирует различные аспекты ДПО.
Наименование нормативно-правового акта | Статья, пункт | Основные положения |
Закон об образовании | Статья 76 | Определение понятия ДПО;
требования к содержанию учебных программ; формы и сроки обучения; порядок освоения; условия присвоения квалификации; стандарты документов об окончании. |
Приказ Минобрнауки | Весь документ | Конкретизация положений ФЗ № 273 |
Трудовой кодекс | Статьи 196-197 | Декларация права работников на повышение квалификации. |
Также повышение квалификации регламентируются приказами и распоряжениями профильных ведомств.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации бывает 3 видов:
- краткосрочное;
- тематическое;
- долгосрочное.
Отличия заключаются в объемах и продолжительности учебного курса, который сотрудник или работодатель выбирает в зависимости от конкретных производственных и образовательных потребностей.
Краткосрочное повышение квалификации
При краткосрочном повышении квалификации продолжительность обучения не превышает 72 академических часов. Цель таких курсов заключается в ликвидации пробелов в знаниях.
Срок обучения по тематическим программам – 72-100 академических часов. Этот вид повышения квалификации тоже считается краткосрочным. От предыдущего он отличается более глубоким раскрытием темы.
Длительное повышение квалификации
Долгосрочным повышение квалификации считается тогда, когда продолжительность курсов превышает 100 академических часов. Такое длительное обучение предполагает получение целого комплекса специальных знаний и навыков.
Формы обучения
В зависимости от критериев оценки и от того, как проходят курсы повышения квалификации, существуют разные формы обучения.
По месту проведения выделяют:
- внешнее повышение квалификации, которое проводят сторонние организации на основе договоров об оказании образовательных услуг;
- внутреннее повышение квалификации, которое проходит на рабочем месте.
По типу занятости различают обучение:
- без отрыва от места работы;
- с частичным отрывом от выполнения рабочих обязанностей;
- с полным отрывом от работы;
- в виде стажировки.
По форме организации процесса обучение может быть:
- очным;
- заочным;
- очно-заочным;
- дистанционным.
По времени проведения занятия бывают:
- дневными;
- вечерними;
- по выходным дням;
- по согласованию.
В зависимости от целевой группы курсы могут быть предназначены для:
- руководителей разных уровней;
- рядовых квалифицированных сотрудников;
- обслуживающего персонала;
- молодых специалистов;
- всех работников компании.
Целевые группы в различных организациях отличаются по специфике деятельности.
Методы обучения
Выбор методов повышения квалификации зависит от различных факторов: профессионального уровня слушателей, целей обучения, возможностей и требований заказчика, квалификации преподавателей и тренеров.
Также способы изучения материала подбирают в зависимости от того, где проходят занятия – непосредственно в компании или в другом месте.
Методы внешнего повышения квалификации
При обучении сотрудников вне места работы используют следующие методы внешнего повышения.
- Лекция предназначена для прослушивания и пассивного усвоения информации. Без параллельного освоения практических навыков этот метод неэффективен.
- Тренинг направлен на практическое освоение и доведение до автоматизма каких-либо трудовых действий, операций, приемов.
- Конференция позволяет познакомиться с новейшими профессиональными достижениями коллег: подходами, разработками, методиками, технологиями. На мероприятии такого формата можно развить коммуникативные навыки, обменяться мнениями и опытом, представить коллегам собственные наработки.
- Интерактивные программы создаются для обучения в электронном формате. В основном такие курсы основаны на тестировании.
- Деловая игра основана на имитации какого-либо рабочего процесса или ситуации. Метод предназначен для отработки в игровой форме навыков продуктивного группового взаимодействия.
- Кейс-стади (case-study) заключается в том, что слушателям предлагают для обсуждения сложную модель ситуации с неоднозначным решением. Данный формат больше всего подходит для обучения руководителей.
Внешнее повышение квалификации сопряжено с определенными расходами для фирмы, так как его проводят другие организации, с которыми заключается соответствующее соглашение.
Методы внутреннего повышения квалификации
Если повышение квалификации проводится на рабочем месте, то для обучения работников используют другие методы.
- Инструктаж – это короткое практическое обучение, в ходе которого можно освоить алгоритм выполнения какой-либо операции, порядок или правильный способ действий.
- Наставничество заключается в прикреплении новичка к опытному сотруднику, который передает свой личный опыт в процессе работы.
- Тьюторство отличается от наставничества большей индивидуализацией учебного процесса. Передача профессионального опыта и знаний осуществляется по индивидуальной программе.
- Коучинг представляет собой целенаправленные обучающие беседы на профессиональные темы между тренером и слушателем.
- Проектная группа состоит из сотрудников, которым дается коллективное задание. Люди должны сообща выполнять его, взаимодействуя между собой и находя рациональные совместные решения.
- Ротация – один из самых популярных видов внутреннего обучения. Суть заключается в том, что человека временно переводят в другое подразделение организации.
Преимущество повышения квалификации внутри компании заключаются в экономии и возможности регулярно контролировать сотрудников и ход обучения.
Порядок прохождения обучения
Прохождению курсов повышения квалификации предшествует несколько стратегических шагов.
- Анализ образовательных потребностей: выявление пробелов в знаниях и умениях, определение направления карьерного роста.
- Выбор методов обучения, соответствующих целям.
- Выбор места обучения и преподавателя.
- Согласование учебы с работой по времени, срокам и другим параметрам.
После того, как определены цели, способы и место прохождения курсов, можно приступать к обучению.
Где можно повысить квалификацию
Оказывать образовательные услуги по программам ДПО имеют право лицензированные организации. Выдать лицензию на ведение образовательной деятельности может только Рособрнадзор.
Пройти повышение квалификации можно в ВУЗах, ССУЗах и в учреждениях ДПО:
- университетах;
- академиях;
- институтах;
- на курсах;
- в специализированных центрах;
- в частных учреждениях ДПО.
Соответствующее положение закреплено в ст. 23 Закона №273-ФЗ.
Процесс обучения
Для поступления на обучение вступительные экзамены сдавать не нужно. Достаточно написать заявление и предъявить диплом о профессиональном образовании. Если человек еще учится, то следует представить справку с места учебы.
Учебные программы каждое учреждение, проводящее курсы повышения квалификации, разрабатывает самостоятельно, опираясь на федеральные стандарты. Учитываются потребности организаций-заказчиков, направляющих на обучение своих сотрудников.
Как говорилось выше, обучение может проводиться в разное время: днем, вечером, в выходные дни.
По окончании учебы выпускники проходят итоговую аттестацию: экзамен, зачет, тест, собеседование или что-то другое. Ее форму определяет учреждение ДПО. Курсанты, успешно прошедшие итоговое испытание, получают документ об окончании курсов.
Документ об окончании
В зависимости от продолжительности и объема пройденной программы выпускники курсов получают один из документов:
- удостоверение – при обучении до 100 часов;
- свидетельство – при обучении свыше 100 часов.
Наличие документа о повышении квалификации подтверждает ее получение и / или присвоение нового разряда, категории. Свидетельство дает право на получение более высокой должности.
Отличие переподготовки от повышения квалификации
Повышение квалификации не следует путать с другой распространенной формой ДПО – профессиональной переподготовкой. Между ними существует несколько принципиальных различий.
Отличия | Повышение квалификации | Профпереподготовка |
Цель обучения | Совершенствование в профессии, освоение новых трудовых навыков | Переобучение по новой профессии или направлению |
Срок обучения в академ часах | От 16 до 120 (в среднем) | От 250 |
Требования к образованию | Любое не ниже среднего | Среднее или высшее профессиональное |
Периодичность | Один раз в 3-5 лет в зависимости от профессии | Не имеет значения |
Документ об окончании | Удостоверение или Свидетельство | Диплом установленного образца |
Кто и с какой периодичностью должен обязательно проходить повышение квалификации
Периодичность повышения квалификации регламентируется нормативно-правовыми актами разных уровней:
- Трудовым кодексом;
- профессиональными стандартами;
- внутриведомственными приказами;
- локальными актами организации (трудовой или коллективный договор и другие).
Для большинства специалистов нормативный срок прохождения курсов – один раз в 3-5 лет. Например, каждые 3 года обязаны повышать квалификацию представители следующих профессий:
- бухгалтеры;
- работники железнодорожного транспорта;
- госслужащие;
- педагоги;
- судьи.
Не реже чем раз в 5 лет должны проходить обучение:
- медицинские работники;
- сотрудники прокуратуры;
- архитекторы и инжинеры-строители;
- руководители сферы авиационной безопасности.
Если периодичность повышения квалификации не установлена законодательно, работодатель определяет ее сам. Также сотрудник может пройти курсы досрочно по собственному желанию или необходимости.
Где можно пройти повышение квалификации дистанционно
Современные образовательные технологии позволяют пройти курсы повышения квалификации на дому. «Академия Дистанционного Образования» обладает полноценной научной, методической и правовой базой, позволяющей обучаться дистанционно.
Курсы повышения квалификации проводятся по разным профессиональным направлениям: педагогике, медицине, управлению, рабочим специальностям и другим видам деятельности. Прохождение обучения подтверждается получением соответствующего документа:
Периодическое повышение профессиональной квалификации закреплено законодательством для большинства отраслей деятельности. При этом место и время обучения можно выбирать самостоятельно, чтобы заниматься в комфортных условиях.