Во многих сферах деятельности специалисты в обязательном порядке должны периодически проходить переобучение. Это необходимо для своевременного освоения новых приемов, методов, технологий и направлений, появляющихся с течением времени в каждой профессии. Далее речь пойдет о том, сколько длятся курсы повышения квалификации.
Сроки обучения
По срокам обучения повышение квалификации подразделяется на:
- краткосрочное — 16-72 академических часов (2-15 дней);
- среднесрочное — 72-100 академических часов (10-12 дней);
- долгосрочное — 100-249 академических часов (3-4 недели).
Академический (учебный) час — отрезок времени (обычно продолжительностью 40—45 мин).
Продолжительность зависит от объема, методов обучения и целям освоения программы.
Рекомендуем онлайн-курсы повышения квалификации!
Краткосрочное обучение
К краткосрочному обучению относятся программы продолжительностью от 16 до 72 академических часов (45 минут). Это количество соответствует примерным срокам от 2 до 15 дней и зависит от конкретного расписания занятий. Например, освоение шестнадцатичасового курса займет 2 полных рабочих дня, если учиться по 8 часов. А 72-часовую программу в таком же режиме можно пройти за 9 дней.
На практике такое плотное расписание применяют не часто. Обычно ежедневная продолжительность занятий — от 2 до 6 часов, а дистанционное обучение вообще проходит в свободном режиме. При очном прохождении курсов следует учитывать выходные дни.
Минимальный объем учебной программы в 16 академчасов определен пунктом 12 приказа Министерства образования и науки № 499 от 01.07.2013 г. Обучение продолжительностью менее этого объема не считается повышением квалификации и не имеет юридической силы.
Изучение краткосрочных программ предназначено для достижения конкретных целей:
- восполнение профессиональных пробелов;
- изучение новых нормативно-правовых актов, регламентирующих трудовую деятельность;
- отработка нового практического навыка;
- освоение нового оборудования, алгоритма действий, приема, операции.
Краткосрочное повышение квалификации может проходить в форме тренинга, инструктажа, семинара, вебинара или традиционных лекций в аудитории.
Рекомендуем курсы переквалификации высшего образования!
Среднесрочное обучение
К этой разновидности относятся курсы длительностью 72-100 академических часов. Такие программы предназначены для углубленного изучения какой-либо узкой темы. В этом их главное отличие от краткосрочного обучения.
Продолжительность такого повышения квалификации — 10-12 дней при ежедневной 8-часовой учебе без учета выходных.
Суть обучения заключается в углубленном освоении какой-либо узкоспецифической профессиональной области или в отработке комплекса взаимосвязанных навыков.
Среднесрочные курсы проходят в различных форматах, подходящих для подробного изучения одной темы:
- цикла лекций;
- тренинговой программы;
- наставничества;
- дистанционного курса.
Краткосрочные формы (инструктаж, отдельно взятый тренинг или вебинар) для углубленного освоения материала не подходят.
Долгосрочное обучение
Долгосрочными считаются программы, рассчитанные на 100 и более академических часов. Верхний порог законодательно не установлен. Продолжительность и содержание обучения определяются договором с учреждением ДПО и конкретными образовательными потребностями слушателей.
Можно логически сопоставить длительность курсов повышения квалификации с минимальным сроком обучения по программам профпереподготовки — 250 академических часов. Значит, теоретически долгосрочное повышение квалификации может продолжаться от 100 до 249 часов, но ни в одном нормативно-правовом акте об образовании такой цифры нет.
На практике большинство долгосрочных программ для различных профессий и специальностей рассчитано на 100-144 часа. Если перевести это время в дни, то получится примерно 3-4 недели.
Содержание обучения соответствует глубокому комплексному освоению и расширению профессиональных навыков и компетенций. Целью изучения такой программы может быть:
- разностороннее и глубокое усовершенствование знаний и умений;
- освоение новой сферы деятельности, специальности в рамках имеющейся профессии;
- изучение изменившихся условий работы (после модернизации производства или по новым стандартам).
Долгосрочное обучение необходимо в случаях перехода на новую должность со сменой профессиональных обязанностей или при повышении по службе.
Длительность обучения для педагогов и медсестер
В целом, требования к продолжительности курсов повышения квалификации для преподавателей и медицинских сестер не отличаются от общепринятых. Их минимальная продолжительность — 16 академчасов, а максимальная длительность не установлена.
Разница заключается в периодичности получения дополнительного образования. Педагоги обязаны повышать квалификацию раз в 3 года, а медработники — раз в 5 лет. Однако для этих профессий существуют и другие нюансы, связанные с регулярным переобучением.
Так, если медсестре для работы понадобится освоить принципиально новый навык или получить новые знания, она обязана пройти стажировку вместо повышения квалификации. То есть, стажировка необходима для допуска к работе в новых условиях, но повышение квалификации все равно придется пройти.
Бывают ситуации, когда образование медработника по каким-то пунктам не соответствует квалификационным требованиям, но у него имеется непрерывный многолетний стаж по специальности. Если стаж такого сотрудника более 10 лет, то продолжительность повышения квалификации, независимо от формы обучения, должна быть от 100 до 500 академчасов. В данном случае подойдут только долгосрочные курсы (один или несколько).
В переобучении педагогов также есть особенности, связанные со сроками. Их деятельность регулируется, в частности, ФГОС. Это значит, что для каждого учебного предмета и на каждую категорию обучающихся существуют отдельные образовательные стандарты. В свою очередь, по каждому стандарту, с которым связана работа педагога, нужно проходить отдельную программу переобучения.
Например, у учителя начальных классов обычной общеобразовательной школы среди учеников есть один ребенок-инвалид. В данном случае учитель должен раз в 3 года проходить не только курсы, связанные с преподаванием в начальной школе, но и программу по работе с детьми-инвалидами. То есть, минимальная продолжительность повышения квалификации увеличивается вдвое — 32 часа.
Такое же требование распространяется и на учителей-предметников, которые преподают по несколько дисциплин (например, математику и физику).
При получении удостоверения об окончании курсов повышения квалификации следует убедиться, что в нем указано точное количество часов пройденного обучения.