Согласно профстандарту «педагог-дефектолог», утвержденному 13.03.2023 года Минтруда и соцзащиты, специалист должен иметь высшее образование в области дефектологии, педагогики или психологии. Педагоги и психологи допускаются к работе после прохождения курсов профпереподготовки по логопедии.
В рамках профстандарта, в педагогической сфере выделяется 8 направлений деятельности (профилей) логопедов, по каждому из которых существует своя программа обучения. Образовательный курс предусматривает градацию по типам нарушений (слуха, речи, зрения, ЗПР, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического профиля, интеллектуального развития), возрасту, профессиональному направлению.
Эти требования к образованию обязательны для работы в государственных организациях – школах и детских садах. Для работы в других сферах возможны варианты. Вместо профильного в/о работодатели рассматривают непрофильное высшее образование + курсы переподготовки. Такой вариант подойдет и для ведения частной практики.
Какое образование необходимо?
Требования к образованию определяются местом работы логопеда.
Высшее образование
В сфере образования применение профстандартов обязательно. Основываясь на требованиях соответствующего документа, педагог-логопед должен иметь:
- высшее образование по направлению «Дефектология»;
- высшее психологическое или педагогическое образование как базовое, которое дополняется курсами профессиональной переподготовки соответствующего профиля.
Таким образом, для работы в государственных структурах высшее профильное образование (или по смежной специальности) обязательно. Для работы в других организациях к профстандарту относятся не так строго.
Коммерческие учреждения могут лояльнее относиться к базовому образованию, большее значение уделяя опыту работы кандидата или его специализации в определенной сфере. Например, одним из требований для работы в частном детском центре может стать базовое образование в дошкольном направлении.
Если профессиональная деятельность логопеда вне образовательной сферы, требования к образованию определяются направлением организации. Например, логопед может работать в медицине (клинический логопед), оказывая помощь в реабилитации пациентов после аварий, операций, неврологических заболеваний, инсультов. В этом случае требуется углубленная медицинская специализация логопеда, и базой может являться медицинское образование.
Для логопеда, работающего в сфере соцзащиты населения, может потребоваться знание основ специальной психологии и педагогики + логопедия.
Логопед, ведущий частную практику, самостоятельно определяет необходимость определенных знаний и проходит специализированные курсы, в зависимости от целевой аудитории. Такому специалисту подойдут курсы по нейропсихологии, логоритмики, специальной психологии, коррекции логоневрозов и других нарушений. В этом случае профильное дефектологическое образование необязательно, но дополнительное образование по логопедии на базе первого непрофильного образования требуется.
Профессиональная переподготовка: курсы как ключевой инструмент
При отсутствии профильного образования, работать логопедом можно после окончания курсов профессиональной переподготовки на базе имеющегося высшего образования. Этот вариант предпочтителен из-за адекватных сроков обучения, возможности дистанционного прохождения программы, разнообразия курсов по разным направлениям.
Чаще всего переподготовку на логопеда проходят педагоги и психологи, но допускается и наличие другого высшего образования. В последнем случае рекомендуется пройти профессиональную переподготовку на логопеда по расширенной программе, с большим количеством академических часов.
При выборе программы следует обратить внимание на ее длительность, форму обучения, соответствие содержания курса направлению профессиональной деятельности.
Наиболее востребованы курсы переподготовки следующей направленности:
- Логопедия в ДОУ и начальной школе;
- Клиническая логопедия;
- Логопед (дефектологическое образование);
- Логопедическая и коррекционно-педагогическая работа со специализацией в сфере спецпсихологии.
Для специалистов с образованием логопеда доступны курсы повышения квалификации, например:
- Логопедия для обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями;
- Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика;
- Запуск речи;
- Логоневроз (заикание) у подростков и детей и т. д.
Длительность прохождения программ переподготовки на логопеда составляет 250-520 академических часов, но возможно и более длительное обучение. Рекомендуем дистанционную переподготовку по логопедии.
Дистанционное обучение: плюсы и подводные камни
Пройти профессиональную переподготовку на логопеда можно дистанционно. У данного варианта есть как преимущества, так и недостатки.
Преимущества онлайн-формата
Учиться на логопеда можно заочно, в дистанционном формате. Этот вариант имеет ряд преимуществ:
- Гибкость обучения. Учиться можно в удобное время, удаленно, без личного присутствия на занятиях. Можно подобрать программу нужной длительности и содержания.
- Доступность. Пройти курсы на логопеда можно без отрыва от работы, самостоятельно регулируя интенсивность обучения. Знаний специальных программ не требуется, заниматься на обучающей платформе удобно. Во время обучения доступна помощь педагогов.
- Стоимость. Цена курсов переподготовки на логопеда значительно ниже второго высшего образования. Дистанционные курсы ниже по цене, чем очное обучение.
Ограничения: когда очного обучения не избежать?
Обучение в ВУЗе и на курсах профессиональной переподготовки дает хорошую теоретическую базу для работы логопедом. Но чтобы занятия с пациентами были эффективными и давали результат, специалисту необходима практика. Отрабатывать технику упражнений нужно под контролем опытного логопеда.
Идеальный вариант – прохождение после обучения стажировки у практикующего специалиста.
Как компенсировать отсутствие педагогического опыта?
Практика: где и как ее получить?
Получить практические знания в области логопедии можно следующими способами:
- Волонтерство. Специалист без опыта работы может предложить свои услуги в качестве волонтера. Такие возможности могут быть в центрах реабилитации взрослых и детей. Также можно оказывать помощь на дому людям, перенесшим поражение головного мозга (с черепно-мозговыми травами, постинсультными состояниями, заболеваниями нервной системы).
- Сотрудничество с клиниками. Начать профессиональный путь логопеда можно в учреждениях здравоохранения – психоневрологических отделениях, поликлиниках, центрах реабилитации, санаториях.
- Стажировки. Пройти стажировку можно в развивающем или реабилитационном центре, у практикующего специалиста, под контролем школьного логопеда.
Самообразование
Дополнительно начинающий логопед может изучать профильную литературу, участвовать в вебинарах, вступать в профессиональные сообщества, где специалисты обмениваются опытом и разбирают сложные случаи из практики.
Существует возможность обучения логопедов в формате индивидуального наставничества. Обучение предполагает присутствие на настоящих занятиях с последующим разбором ситуации, анализом ошибок, подбором и обоснованием подходящей методики коррекции. Студенты могут поучаствовать на занятиях в качестве логопеда и получить обратную связь наставника. Также доступны тематические онлайн-вебинары.
Хорошим подспорьем в работе логопеда станут специальные интерактивные платформы, которые можно использовать при работе с детьми, например:
- Мерсибо;
- Логоша;
- Логотека;
- Логопотам;
- Приложения «Привет, логопед! Запуск речи» и «Домашний логопед для детей».
Существуют специализированные ресурсы, на которых можно купить учебные пособия для логопедов и порталы для самостоятельного развития:
- logopedy.ru/portal/;
- logopediya.com/;
- pedlib.ru/.
Практикующий логопед должен постоянно развиваться и быть в курсе новых направлений и методик коррекции нарушений.
Личные качества: что важно для успеха в логопедии?
Для эффективного взаимодействия с пациентом, кроме профессиональных компетенций, логопед должен обладать определенным набором личностных качеств:
- Эмпатия. Способность сопереживать и эмоционально откликаться на чувства клиентов обеспечивает благоприятную атмосферу во время занятий, способствует позитивному обучению и решению проблем.
- Коммуникабельность. Важна способность наладить контакт даже с самыми сложными детьми и их родителями, выстроить доверительные отношения. Доступные объяснения о методах коррекции обеспечивают нужный результат и возможность закрепления навыков дома.
- Аналитическое мышление. Для логопеда важно уметь анализировать информацию для правильного определения характера проблемы и методов ее решения.
- Усидчивость. Результат работы логопеда не всегда быстрый и легкий. Нужно терпение и усидчивость, чтобы получить стойкий результат.
- Эмоциональная стабильность. Специалист ежедневно сталкивается с детьми и взрослыми, у которых есть проблемы, иногда достаточно тяжелые. Стрессоустойчивость необходима для сохранения стабильного эмоционального состояния и предотвращения профессионального выгорания.
- Ответственность. Специалист несет ответственность за принятые решения, логопедическое заключение, используемые в работе методы. Конфиденциальная информация не должна распространяться, если это может навредить клиенту.
Невозможно работать логопедом без высокой мотивации и готовности помочь детям и взрослым с проблемами в развитии. Педагогика и логопедия должны входить в зону интересов специалиста, как и желание развиваться в этой сфере.
Трудоустройство
Где искать вакансии?
Логопедия – востребованное направление. Даже логопеды без опыта или с минимальным опытом смогут найти работу. Искать работу можно следующими способами:
Развивающие центры
Можно лично занести резюме в ближайшие центры или связаться с руководством организации и предложить свои услуги.
Муниципальные организации
Логопеда без опыта работы рассматривают детские сады и школы. Это хорошая возможность «прокачать» свои профессиональные навыки, ознакомиться с административным аспектом профессии, повысить квалификацию, наряду с другими педагогами. Кроме того, так могут появиться первые клиенты для частной практики. Зарплата в государственных учреждениях небольшая, но она компенсируется полученным разноплановым опытом.
Профильные ресурсы по поиску работы
На сайтах размещается актуальное резюме, и прорабатываются открытые вакансии.
Фриланс-платформы
Если есть желание работать самостоятельно, можно разместить информацию о себе на специальных платформах, где профессионалы предлагают свои услуги. Ресурсы берут определенный процент с каждого заказа, но это хорошая возможность найти клиентов. Цена на услуги логопеда должна быть адекватной, начинающий специалист может снизить 10-15% от средней стоимости, предлагаемой по рынку.
Соцсети и городские мероприятия
Рекомендуется завести профессиональный аккаунт в соцсетях с актуальным контентом и настройкой рекламы, организовывать различные семинары, бесплатные пробные занятия и другие мероприятия для привлечения клиентов и формирования положительного имиджа. На тематических городских мероприятиях можно проводить бесплатные мастер-классы для привлечения целевой аудитории.
Стоит ли начинать с частной практики?
В самостоятельной работе логопеда есть свои плюсы и минусы.
Преимущества:
- возможность высокого заработка;
- отсутствие контроля и необходимости отчитываться перед руководством;
- большая свобода в выборе методик и времени работы;
- возможность ведения очных консультаций и занятий онлайн.
Недостатки и сложности:
- необходимость организации ИП или самозанятости;
- организационные моменты и дополнительные расходы: аренда кабинета, ведение рабочей документации, покупка профессионального оборудования и тематических материалов, реклама;
- труднопрогнозируемый доход, особенно в первое время.
Работать самостоятельно может даже начинающий логопед. Параллельное участие в профессиональных мероприятиях и «погружение» в практические занятия даст возможность быстро получить необходимый опыт. Рекомендуем дистанционные курсы повышения для логопедов.
Частые вопросы
Можно ли работать в госучреждениях без педагогического диплома?
В государственных структурах соблюдение профстандарта к профессии является обязательным. Поэтому для работы в детском саду или школе необходимо высшее педагогическое или психологическое образование + профессиональная переподготовка на логопеда.
Признаются ли дистанционные курсы работодателем?
Да. По окончании курсов профессиональной переподготовки на логопеда выдается документ, согласно которому специалист может осуществлять деятельность по данному направлению.
Можно ли быть логопедом без медицинского образования?
Да. Работать логопедом может специалист с высшим образованием педагогической или психологической направленности или в области дефектологии. Также для работы в медучреждениях допускаются специалисты с высшим образованием по направлению «Биология и физиология», с дополнительной профессиональной переподготовкой по медицинской логопедии.
Как стать логопедом с педагогическим образованием?
Специалисты с высшим педагогическим образованием могут пройти курсы профессиональной переподготовки на логопеда длительностью 250-520 ак. часов и получить право работать по данной специальности.
Можно ли в 40 лет стать логопедом?
Стать логопедом можно в любом возрасте. Главное условие – наличие высшего образования и прохождение курсов переподготовки на логопеда.