Как стать учителем биологии?
- 25.01.2022

Биология, в отличие от других школьных предметов, рассказывает не об отвлеченных понятиях, а об окружающем мире и живой природе. Умелый педагог легко сможет увлечь этой наукой любознательных учеников. О том, как стать учителем биологии, можно узнать, прочитав эту статью.
Где можно получить образование
У школьного учителя биологии может быть один из трех видов образования:
- педагогическое среднее профессиональное в области биологии;
- педагогическое высшее в области биологии;
- среднее профессиональное или высшее в области биологии + профессиональная переподготовка педагогического направления.
Требования к квалификации закреплены Приказом Минздрава и соцразвития РФ № 761н от 26.08.2010 года.
Получить один из видов образования можно, закончив учебное заведение педагогического профиля или пройдя курсы переподготовки.
ВУЗ или колледж
В педагогическом колледже получить специальность «Учитель биологии» можно одновременно с профессией «Учитель начальных классов». Для поступления достаточно пройти конкурс аттестатов.
Программа обучения для очного отделения на базе девяти классов рассчитана на 3 года 10 месяцев. На базе полного среднего образования обучение будет продолжаться на 1 год меньше — 2 года 10 месяцев.
Этого уровня будет достаточно, чтобы преподавать в сельских или районных школах, где не хватает педагогов. В крупных городах работодатели предпочитают специалистов с высшим образованием.
Получить высшее педагогическое образование можно по одной из программ:
- бакалавриат;
- магистратура;
- специалитет.
Поступить в ВУЗ можно только после 11 классов. Очное обучение по программе бакалавриата рассчитано на 4 года, по программе специалитета — на 5 лет. С дипломом бакалавра любого направления можно продолжить обучение в педагогической магистратуре (ФЗ № 773 «Об образовании», ст. 69). Учеба по этой программе длится 2 года.
Для поступления в педагогический ВУЗ нужно предоставить результаты ЕГЭ по предметам:
- обществознание;
- русский язык;
- биология.
Некоторые ВУЗы требуют результаты по химии и математике. А в крупных престижных учебных заведениях (например, в МГУ) придется сдавать дополнительно письменный экзамен по профилю обучения.
Профессиональная переподготовка
Этот способ получения образования подойдет специалистам любых направлений, которые решили стать преподавателями и пойти работать в школу.
Профессиональная переподготовка — вид дополнительного профессионального образования (ДПО), который позволяет за короткий срок стать учителем биологии. На освоение курса требуется намного меньше времени, чем в ВУЗе, так как в программу включены только профильные дисциплины.
Минимальный срок обучения — 250 академических часов, что примерно соответствует 2-3 месяцам. Курсы подойдут тем, у кого уже есть педагогический опыт или подготовка в области естественных наук. Например, врачам или химикам, которые хотят сменить работу и стать школьными учителями. Этого срока будет достаточно и преподавателям других предметов (например, химии или географии), у которых уже есть педагогическое образование и опыт, но появилось желание или необходимость расширить круг профессиональных возможностей.
Остальным желательно выбирать программы продолжительностью 500-600 часов, чтобы получить знания и навыки в полном объеме. Углубленное обучение может продолжаться 1,5-2 года.
Для поступления на курсы профпереподготовки достаточно подать заявление и предъявить диплом о профессиональном образовании. Вступительные экзамены сдавать не нужно.
На обучение принимают и студентов старших курсов ВУЗов и ССУЗов, но получить документ о переподготовке они смогут только после получения основного диплома. В случае отчисления из института или колледжа студент теряет это право.
Обучение на курсах проходит в разных формах:
- очной;
- заочной;
- смешанной;
- дистанционной.
В конце обучения слушатели проходят итоговую аттестацию в той форме, которую устанавливает учебное заведение. Это может быть один или несколько экзаменов, зачеты, тесты или что-либо другое. Выпускники, успешно прошедшие итоговые испытания, получают диплом о профессиональной переподготовке, дающий право преподавать в школе.
О профессии «Учитель биологии»
Работа школьного учителя отличается спецификой, касающейся различных сторон этой профессии: набора специальных знаний и применяемых методов обучения детей, обязанностей педагога, оплаты труда и перспектив карьеры.
Специальные знания
Знания педагога можно разделить на две большие группы: научно-биологическую и педагогическую. В таблице отражены лишь основные дисциплины, необходимые преподавателю-биологу для работы.
Научно-биологические знания | Педагогические знания |
Ботаника | Педагогика |
Зоология | Возрастная психология |
Анатомия и физиология животных и человека | Конфликтология |
Микробиология | Методика преподавания обучения и воспитания школьников |
Генетика | Методика преподавания биологии |
Теория эволюции | Планирование уроков и обучения с учетом ФГОС |
Учителя биологии могут преподавать несколько предметов одновременно: химию, географию, экологию, естествознание. Такой подход часто практикуется в малокомплектных сельских школах. В подобных случаях круг специальных знаний для педагога расширяется.
Обязанности
Основная обязанность учителя биологии — обучение детей в рамках школьной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Вот лишь часть того, что должны знать ученики благодаря урокам биологии.
- Биологические процессы в живых организмах: питание, дыхание, размножение и другие.
- Основы анатомии, физиологии, гигиены и здоровья человека.
- Основы экологии и охраны окружающей среды.
- Роль химических веществ в строении клеток и функционировании живых организмов.
- Основы генетики.
- Научные представления о развитии жизни на планете, происхождении и эволюции человека.
Выпускники должны уметь:
- обращаться с микроскопом;
- отличать ядовитые растения, ягоды и грибы от съедобных;
- правильно вести себя на природе, беречь окружающую среду;
- рационально чередовать время отдыха, умственной и физической активности.
Помимо обучения учителя-биолога выполняет следующую работу:
- проверяет домашние задания;
- готовит старшеклассников к ЕГЭ;
- принимает участие в работе экзаменационной комиссии;
- занимается организацией и проведением предметных олимпиад и конкурсов.
Школьный педагог занимается не только обучением, но и воспитанием детей:
- прививает интерес к естественным наукам;
- развивает самостоятельность мышления;
- оказывает индивидуальную помощь отстающим или ученикам с особыми потребностями;
- проводит внеклассные мероприятия: экскурсии, праздники.
Кроме этого любому учителю приходится выполнять много бумажной работы: проверять тетради, вести журнал, писать планы уроков и отчеты.
Ко всему перечисленному нужно добавить родительские собрания, педсоветы, регулярное повышение квалификации.
Методы обучения
От выбора методов обучения зависит, насколько дети поймут и усвоят учебный материал. Педагоги все чаще отказываются от пассивного лекционного ведения уроков и применяют при обучении новые активные методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Эффективным словесным методом является дискуссия. Учитель формирует вопрос или проблему, которую класс обсуждает самостоятельно.
Наглядное обучение подразумевает проведение опытов и применение ИКТ: презентаций, учебных фильмов и компьютерных программ.
Практические методы на уроках биологии связаны с проведением лабораторных работ и наблюдением за живыми объектами природы.
Зарплата
В России средняя зарплата учителей биологии — 30 тыс. руб. в месяц. В разных регионах эти цифры значительно различаются. Московские учителя-биологи зарабатывают 60-80 тыс. руб., а их коллеги из небольших городов в отдаленных регионах — 18-20 тыс.
Факторы, влияющих на зарплату:
- педагогическая нагрузка;
- квалификационная категория;
- стаж;
- дополнительная работа.
В частных учебных заведениях преподаватели зарабатывают больше, чем в государственных школах.
Преподаватель биологии может увеличить свой заработок за счет репетиторства, классного руководства, ведения кружков или преподавания нескольких предметов (химии, естествознания, географии).
Профессиональное развитие и карьера биолога
Дипломированный биолог может найти применение своим знаниям в следующих сферах:
- фундаментальная наука;
- преподавание;
- медицина;
- производство;
- сельское хозяйство;
- фармакология.
Во многих областях карьера биолога начинается с должности лаборанта. Со временем специалист может «дорасти» до руководителя проекта, заведующего лабораторией или руководителя НИИ.
В педагогике карьеру можно начать с должности школьного учителя, а в будущем стать завучем или директором школы.
Если биолог поступит в аспирантуру и защитит кандидатскую диссертацию, он сможет преподавать в вузе и через несколько лет стать доцентом или профессором.
Плюсы и минусы
Прежде чем сделать выбор, полезно сопоставить все «за» и «против» профессии учителя биологии.
За | Против |
Предметом легко увлечь учеников | Ответственность за безопасность детей |
Возможность постоянного профессионального роста | Высокий уровень стресса |
Ежегодный двухмесячный летний отпуск | Много «бумажной» работы |
Полный соцпакет в государственных школах | Невысокая зарплата |
К некоторым факторам можно относиться двояко в зависимости от особенностей личности учителя. Если он любит детей, повседневное общение с ними может стать стимулом для профессионального роста, и — наоборот.
Заключение
Профессию учителя биологии можно получить в любом возрасте. Для этого не обязательно заканчивать педагогический институт. Достаточно пройти курсы профпереподготовки. Дальнейший профессиональный рост будет происходить по мере накопления педагогического опыта.