Школьный предмет «Физика» соединяет в себе черты точных и естественных наук. В этой дисциплине есть место как вычислениям и формулам, так опытам и экспериментам. Подготовка по ней ежегодно требуется выпускникам, решившим поступать на технические, инженерные и строительные факультеты. Прочитав эту статью, можно узнать, как стать учителем физики.
Где получить образование
Получить соответствующее образование можно в разных учебных заведениях:
- колледже;
- ВУЗе;
- на курсах профессиональной переподготовки педагогического направления.
Требования к квалификации закреплены Приказом Минздрава и соцразвития РФ № 761н от 26.08.2010 года (действует редакция от 31.05.2011 г. № 448 н).
Колледж или ВУЗ
Для поступления в колледж достаточно пройти конкурс аттестатов.
Очное обучение на базе девяти классов рассчитано на 3 года 10 месяцев. На базе полного среднего образования — на 2 года 10 месяцев.
Этого уровня достаточно, чтобы преподавать физику в малокомплектных сельских школах, где не хватает учителей. В крупных городах работодатели предпочитают брать на работу специалистов с высшим образованием. Получить педагогическое образование в высшем учебном заведении можно по программам:
- бакалавриата;
- магистратуры;
- специалитета.
Поступить в университет или институт можно только после 11 классов. Очное обучение по программам бакалавриата и специалитета рассчитано на 4 года или 5 лет соответственно. С дипломом бакалавра, независимо от направления, можно продолжить учебу в педагогической магистратуре (ФЗ № 773 «Об образовании», ст. 69). Обучение там длится 2 года. Для поступления в педагогический ВУЗ на специальность
«Учитель физики» нужно предоставить результаты ЕГЭ по предметам:
- русский язык;
- математика;
- физика.
С 2025 года изменяются правила для абитуриентов, поступающих в педагогические ВУЗы. Если ранее можно было выбрать обществознание, независимо от будущей специализации, то сейчас сдача профильного предмета становится обязательной. Т. е. чтобы стать учителем физики, нужно сдать ЕГЭ по данному предмету.
Курсы профессиональной переподготовки
Этот способ получения профессии учителя физики подойдет для специалистов-физиков, у которых нет педагогического образования.
Профессиональная переподготовка — это дополнительное профессиональное образование (ДПО), которое позволяет за короткий срок стать учителем физики. На освоение новой специальности требуется намного меньше времени, чем в ВУЗе, так как в программу включены только профильные предметы.
Минимальный срок обучения — 250 академических часов, или 2-3 месяца. Такие небольшие курсы подойдут в двух случаях: опытным педагогам, которые преподают другие предметы или физикам без педагогического опыта и образования. Остальным слушателям желательно выбирать программы не менее 500-600 часов, чтобы получить знания и навыки в полном объеме. Углубленное обучение может продолжаться 1,5-2 года.
Для поступления на профессиональную переподготовку нужно подать заявление и предъявить диплом об образовании. Зачисление происходит без вступительных экзаменов.
На обучение также принимают студентов старших курсов ВУЗов и ССУЗов, но получить документ о профпереподготовке они смогут только после получения основного диплома. Если такого студента отчислят из института или колледжа, он теряет эту возможность. Обучение на курсах проходит в разных формах:
- очной;
- заочной;
- дистанционной.
В конце учебы слушатели проходят итоговую аттестацию в форме, которую устанавливает образовательная организация. Это может быть тест, комплексный экзамен, зачет или что-то другое. Выпускники, успешно сдавшие итоговый экзамен, получают диплом о профессиональной переподготовке, дающий право преподавания в школе.
С 1 сентября 2025 года вступил в силу ФЗ №86 от 21.04.2025 г. «О внесении изменений в Закон об образовании в РФ». Профессиональную переподготовку педагогов могут проводить только государственные образовательные организации. Документы, выданные до указанного срока, будут действовать на всей территории России.
Суть работы
Основная задача учителя, преподающего физику — давать ученикам базовые знания по предмету. Школьная программа по этой дисциплине состоит из таких разделов, как механика, электродинамика, оптика, молекулярная физика. Процесс обучения включает:
- объяснение теоретического материала;
- изучение формул и решение задач;
- демонстрацию физических опытов;
- лабораторные работы под наблюдением учителя;
- контроль и оценивание знаний учеников.
Профессия педагога подразумевает не только обучение, но и формирование личностей детей. Поэтому во время занятий и повседневного общения учитель занимается воспитательной работой:
- прививает интерес к своему предмету;
- учит воспитанников самостоятельно мыслить и осваивать материал;
- формирует познавательную активность;
- развивает личностные и психические свойства: память, восприятие, внимание, интеллект.
Подразумевается, что педагог умеет находить индивидуальный подход к любому ребенку, учитывает особенности его характера и умственные способности, а в случае необходимости улаживает конфликтные ситуации в классе.
Обязанности
Помимо воспитания детей и их обучения в соответствии с требованиями ФГОС учитель выполняет и другие должностные обязанности. Они сопутствуют учебному процессу, внеклассной воспитательной работе или связаны с оформлением и ведением документов. Как педагог-предметник учитель физики, помимо ведения уроков, выполняет следующую работу:
- регулярно проверяет тетради и домашние задания;
- готовит учеников 9-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ;
- проводит в школе олимпиады по физике и ученические конференции;
- участвует в подготовке к экзаменам и работе экзаменационной комиссии;
- при необходимости занимается с учениками индивидуально.
В обязанности педагога входит проведение дополнительных мероприятий, связанных с воспитанием и внеклассной деятельностью:
- помощь в профориентации старшеклассников;
- ведение факультативов и предметных кружков;
- организация экскурсий, походов в кино;
- родительские собрания;
- индивидуальное общение и консультирование родителей.
Должностные инструкции предписывают учителям регулярно вести, составлять и заполнять различные документы:
- классный журнал;
- протоколы родительских собраний;
- поурочные планы;
- личные дела учеников;
- учебные программы;
- отчеты о проделанной работе;
- оценочные ведомости.
Кроме этого школьные педагоги занимаются методической работой, участвуют в педсоветах, периодически обучаются на курсах повышения квалификации.
Зарплата
Средняя заработная плата учителя физики в России — 30-35 тыс. руб. в месяц, но в разных регионах наблюдается значительный разброс цифр. В Москве, Чукотском и Ямало-Ненецком АО преподаватели получают ± 90 тыс. руб. Оплата труда в городах-миллионерах варьируется в пределах 50-70 тыс. В селах и маленьких городах зарплата учителя может быть меньше 20 тыс. руб. На заработок влияют:
- нагрузка;
- трудовой стаж;
- категория.
Имеет значение и статус учебного заведения. В частных гимназиях и лицеях преподаватели зарабатывают больше, чем в государственных школах. Увеличить доход можно за счет дополнительных заработков:
- репетиторства;
- ведения кружков;
- классного руководства;
- преподавания других предметов: математики, астрономии, информатики.
Стоимость репетиторских услуг тоже различается в разных городах и регионах. Один час занятий стоит от 500 до 2000 руб.
Плюсы и минусы работы в школе
Как и в любой профессии, здесь есть свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсы
- Учитель физики не останется без работы. В школах, особенно сельских, постоянная нехватка педагогов. Многим старшеклассникам и абитуриентам нужна помощь репетитора по этому предмету. Поэтому нетрудно найти и неплохой дополнительный заработок.
- Общение с детьми и подростками держит учителя в тонусе и побуждает к саморазвитию и творчеству.
- Профессия дает возможность для постоянного роста и развития. Педагог выбирает разные подходы в обучении и воспитании, применяет инновационные методики, разрабатывает собственные способы и техники работы с детьми.
- Оплачиваемый отпуск продолжается 56 дней. Учителя всегда отдыхают летом, как правило — в июле и августе.
Минусы
- Работа в школе сопряжена с постоянным стрессом и нервным напряжением. Этому способствуют большие психологические и эмоциональные нагрузки, постоянный контроль дисциплины в классе, необходимость ежедневно решать множество разных задач.
- Нервное напряжение усугубляет высокий уровень ответственности за безопасность воспитанников.
- В последние годы «бумажной» работы стало так много, что учителям, по их признанию, не хватает времени на полноценный отдых по вечерам или в выходной день.
- Уровень зарплат несопоставим с объемом работы и психологической нагрузкой. Поэтому большинство педагогов вынуждены искать дополнительный источник дохода, давать частные уроки, работать в нескольких местах.
Где еще может работать физик
Дипломированный физик может найти работу в следующих сферах:
- атомная энергетика;
- оборонно-промышленный комплекс;
- автомобилестроение;
- фундаментальная наука.
В школе карьеру можно начать с должности учителя, а в будущем стать заведующим учебной частью или директором. Если физик по окончании высшего учебного заведения поступит в аспирантуру и защитит кандидатскую диссертацию, он сможет преподавать в вузе.
Популярные вопросы:
Можно ли стать учителем физики без педагогического образования?
Да, для этого нужно пройти курсы профессиональной переподготовки на учителя физики от 250 академических часов. Основное требование – наличие диплома о высшем образовании по направлению преподаваемого предмета.
Можно ли стать учителем физики после 9 класса?
Нет. Стать учителем физики в колледже нельзя. Для этого необходимо окончить педагогический ВУЗ с соответствующей специализацией или получить непрофильное высшее образование + пройти курсы профессиональной переподготовки на учителя физики. После окончания колледжа можно работать в начальных классах, в сфере дополнительного и дошкольного образования, коррекционной педагогике.
Заключение
Профессию учителя физики при желании можно освоить в зрелом возрасте. Для этого дипломированному специалисту-физику достаточно пройти курсы профессиональной переподготовки. Главным для начинающего педагога является хорошее знание своего предмета, любовь к детям и осознанность выбора.