Самое важное качество учителя
Каким должен быть учитель? Он не просто излагает материал – в современном мире легко найти нужную информацию и изучить ее самостоятельно. Известный нейробиолог и психолингвист Татьяна Черниговская считает, что важнейшее качество преподавателя – это умение вызвать интерес к предмету, «заразить» своей увлеченностью и сделать так, чтобы ученик захотел погрузиться в тему обсуждения.
По ее мнению, для этого хороши все, даже самые провокационные способы. Нестандартная подача информации, вызов на диалог, обсуждение и комментарии, совместный поиск ответов на вопросы – все это делает урок запоминающимся и ярким. Такой учитель – действительно профессионал и мастер своего дела.
Личные качества
К важным личностным качествам учителя относятся:
- Доброжелательность. Учитель должен уметь создать благоприятную атмосферу для занятий. От этого во многом зависит успешное освоение материала. В спокойной доброжелательной обстановке ученики чувствуют себя комфортно и лучше воспринимают информацию, не боятся задавать вопросы и обсуждать непонятные моменты. Доверительное общение – основа построения оптимальных взаимоотношений с классом. Доброжелательность также важна для установления контакта с родителями и донесения важной информации.
- Справедливость. Данное качество важно для формирования авторитета педагога в глазах детей. Если учитель объективно оценивает знания, не ориентируясь на личные симпатии и антипатии, ученики относятся к нему с уважением. В процессе обучения неизбежно возникают конфликты, и чтобы их разрешить, важна справедливая оценка ситуации со стороны педагога.
- Коммуникабельность. Общительность помогает учителю выстраивать контакты с учениками, их родителями и коллегами. Коммуникабельный открытый человек способен привлечь к себе внимание и вызвать интерес к процессу обучения, заинтересовать учеников материалом и выбрать правильный способ его подачи.
- Стрессоустойчивость и уравновешенность. Общение с учениками, родителями и коллегами не всегда позитивно. Не стоит идеализировать профессию учителя и считать, что его деятельность связана лишь с положительными моментами. Встречаются сложные дети, не всегда понимающие родители, проблемные коллеги. И стрессоустойчивость необходима для сохранения положительного отношения к профессии, предотвращения эмоционального выгорания и появления неудовлетворенности от своей деятельности.
- Оптимизм. Позитивное отношение к жизни и окружающим вдохновляет учеников, вселяет в них веру в себя, собственные успехи и возможности. Искренняя вера в себя и своих воспитанников максимально раскрывает личностный потенциал и позволяет добиться успеха.
- Чувство юмора. Остроумный человек с хорошим чувством юмора преподносит учебный материал интересно и позитивно, увлекая за собой аудиторию. Он может в нужный момент шуткой разрядить атмосферу, поддержать интерес, переключить внимание на нужные детали. Позитивное общение сближает с учениками, создает нужный настрой, снимает напряжение и накопившуюся усталость.
- Высокие моральные принципы. Для многих учеников учитель – предмет для подражания. Поэтому честность, трудолюбие, самокритичность, уважение и другие нравственные качества важны для профессии педагога. Родители должны быть уверены, что их дети в надежных руках.
- Обучаемость. Особенность профессии педагога – не только учить других людей, но и самому постоянно развиваться, повышать квалификацию, стремиться к новым знаниям.
- Творческий подход к учебному процессу. Скучная подача материала не способна вызвать интерес учащихся и затрудняет его усвоение. Поэтому умение живо представить даже сложную информацию ценно для педагога. Как и способность найти к каждому ученику индивидуальный подход и заинтересовать его.
Личностные качества учителя обеспечивают создание оптимальной атмосферы для усвоения материала и установления межличностных отношений в учебном коллективе. Эти качества не менее важны, чем его профессиональные способности.
Профессиональные качества
Профессиональные качества учителя формируются в процессе его обучения, педагогического становления, опыта работы. К ним относятся:
- Работоспособность. В процессе своей деятельности педагогу приходится решать множество совершенно разноплановых задач, и он должен обладать высокой работоспособностью. Преподавательская деятельность, коммуникация с учениками и родителями, ведение документации, решение текущих вопросов с руководством и коллегами не должны физически и психически истощать учителя. Умение эффективно работать и быстро восстанавливать свои силы необходимо для успешной педагогической деятельности.
- Отличное знание предмета. Педагог должен хорошо ориентироваться в материале, уметь доступно объяснить его учащимся, ответить на дополнительные вопросы.
- Организационные навыки. Способность быстро и эффективно организовать учебный процесс, сплотить коллектив, грамотно рассчитать время и распределить ресурсы дает возможность достичь максимальных результатов.
- Дисциплинированность. От умения четко ставить цели и достигать их зависит эффективность обучения. Воспитывая это качество в учениках, учитель помогает гармоничному развитию личности учащихся.
- Хорошая методическая база. Педагог должен знать, какие методики необходимо использовать в процессе обучения, как разработать интересные занятия и стимулировать учащихся к обучению.
От профессиональных качеств учителя зависит успешность учебной деятельности, эффективность подачи материала и формирование педагогического мастерства.
Как стать хорошим учителем
Многие педагоги в начале своей карьеры задаются вопросом, как стать хорошим учителем. Существует несколько способов, которые помогут сделать процесс обучения комфортным и эффективным.
- Развивайте благоприятную атмосферу в классе.
- Структурируйте задачи и давайте четкие критерии интерпретации результата – ученики должны понимать, как будет оцениваться их работа.
- Слушайте учеников, показывайте заинтересованность их рассказом, стимулируйте развивать свои мысли и задавать вопросы.
- Своевременно решайте возникшие в классе проблемы, старайтесь быть объективными при оценке конфликта, поддерживайте дисциплину с помощью авторитета, а не силовыми способами.
- Проявляйте личный интерес к ученикам, особенно это касается проблемных детей. Постарайтесь понять, как установить контакт с такими учениками и помочь их адаптации в классе.
- Сохраняйте самообладание в любой ситуации, не поддавайтесь на провокации.
- Хвалите учеников за достижения, стимулируйте их к работе на уроке, мотивируйте на достижение целей.
- Постоянно совершенствуйтесь как профессионал – ищите возможности и время для развития, повышения квалификации, анализа своей деятельности.
- Не забывайте об общении с родителями и коллегами, устанавливайте доброжелательные отношения.
В стремлении стать хорошим учителем не нужно во всем быть идеалом. Важно ставить перед собой реальные задачи и планомерно их выполнять. В этом случае результатом станет уважение и авторитет в глазах учеников.
Специфика начальных классов
Учитель начальных классов не только дает детям основы знаний и навыков, но и формирует в них само умение обучаться. Первоклассники попадают в новую обстановку и не знают, как вести себя в школе, выполнять задания и работать с учебными материалами, общаться со сверстниками и педагогом, что делать на переменах. И задача учителя в том, чтобы дети научились всем этим тонкостям. Процесс адаптации должен пройти максимально комфортно, а класс успешно влиться в образовательный процесс.
Согласно требованиям ФГОС, учитель начальных классов не только обучает детей утвержденным дисциплинам, но и занимается формированием их личности, прививает нравственные и гражданские ценности, воспитывает в них целеустремленность и самостоятельность. Часто эта работа выполняется в тесном взаимодействии с психологом, родителями, учителями-предметниками.
Технологии обучения меняются, и учителю начальных классов важно быть в курсе последних нововведений. Поэтому нужно постоянно заниматься самообразованием и, если требуется, пройти курсы повышения квалификации.
Специфика старших классов
Особенности преподавания в старших классах в том, что этот период обучения совпадает с периодом взросления учеников и переосмыслением ценностей. В старшем школьном возрасте ярко прослеживается избирательное отношение к предметам, учителю приходится прилагать больше усилий, чтобы заинтересовать учащихся и поддерживать успеваемость на высоком уровне.
К этим особенностям добавляются высокие нагрузки, связанные с дополнительными занятиями и подготовкой к экзаменам, необходимость профориентации и самостоятельного образования. К этому моменту ученик чаще всего определяется с направлением и предметами, которые он должен освоить на базовом и профильном уровне.
Задача учителя-предметника – дать глубокие знания по своему предмету, часто выходящие за рамки общеобразовательной программы. Для этого необходимо повышать квалификацию и организовывать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.
Специфика дополнительного образования
Особенности дополнительного образования в том, что на курсы, секции, тренинги и кружки чаще всего приходят мотивированные дети и взрослые, нацеленные на результат. Задача педагога дополнительного образования:
- развить способности (если речь идет о спортивных, музыкальных и художественных занятиях);
- обучить новой специальности или повысить квалификацию (в случае профессиональных курсов для взрослых);
- научить новым техникам и навыкам (если это кружки по интересам и тренинговые центры).
Педагог дополнительного образования должен знать, как в доступной форме донести информацию, помочь с самоопределением и развитием творческого потенциала.
7 признаков хорошего учителя
Хороший учитель – это главный критерий при выборе школы, курсов, секций. Узнать его можно по следующим признакам:
- Он задает вопросы и с интересом слушает ответы. И это не формальный опрос, а увлекательная беседа, заставляющая думать и рассуждать. Хороший педагог находится в постоянном контакте с аудиторией и получает обратную связь.
- Он не унижает учеников и не принижает их достижения. Настоящий педагог умеет наладить отношения даже с учениками, которым не нравится предмет, и они всячески пытаются «сорвать» урок. Каждый ученик для него – это личность, к которой нужно относиться с уважением.
- Он – зрелая взрослая личность. Класс – не место для компенсации собственных комплексов и реализации личностных проблем. Хороший педагог умеет достойно выходить из любых ситуаций.
- Он любит свой предмет и передает интерес к нему на уровне эмоций. Увлеченный педагог влюбляет в свой предмет, ученики с удовольствием посещают его занятия.
- Он – не зануда. Хороший учитель понимает, что жизнь учеников не может быть полностью посвящена школьным предметам. В ней есть место юмору и прочим отвлекающим моментам. Педагог не дергает учеников по мелочам и отличает ситуативную неподготовленность от тотальной неуспеваемости.
- Он ежедневно ободряет и поддерживает своих учеников. Хороший учитель не только передает свои знания. Он интересуется жизнью учеников, находится «на одной волне» с ними, умеет поддержать и улучшить настроение.
- Он всегда на позитиве. Личные проблемы не должны отражаться на классе и влиять на учебный процесс. Хороший педагог умеет переключаться и оставлять свои заботы вне школы.
Как бы банально это ни звучало, но учитель – это призвание. Не каждому дано стать педагогом, который способен повести за собой и вдохновить своих учеников на высокие достижения.