Где можно получить образование
У школьного учителя математики может быть один из трех видов образования:- среднее специальное профессиональное педагогическое в области математики;
- высшее профессиональное педагогическое в области математики;
- среднее или высшее профессиональное в области математики + профессиональная переподготовка педагогического направления.
1 способ. ВУЗ или колледж
В педагогическом колледже получить специальность «Учитель математики» можно одновременно с профессией «Учитель начальных классов».Для поступления достаточно пройти конкурс аттестатов. Программа обучения для очного отделения на базе девяти классов рассчитана на 3 года 10 месяцев, или 4 учебных года. На базе полного среднего образования обучение будет продолжаться на 1 год меньше — 2 года 10 месяцев, или 3 учебных года. Этого уровня будет достаточно для преподавания математики в младших и средних классах школ в сельской местности или небольших городах. Для того, чтобы преподавать алгебру и геометрию в старших классах школ, гимназий и лицеев крупных городов, нужно получить высшее педагогическое образование по одной из программ:
- бакалавриат;
- магистратура;
- специалитет.
- математика (профильный);
- русский язык;
- обществознание.
2 способ. Профессиональная переподготовка
Этот способ получения образования подойдет специалистам любых направлений, которые решили сменить профессию и пойти работать в школу. Профессиональная переподготовка — это вид дополнительного профессионального образования (ДПО), который позволяет за короткий срок стать учителем математики. На освоение курса требуется гораздо меньше времени, чем в ВУЗе за счет того, что в программу включены только профильные дисциплины.Минимальный срок обучения — 250 академических часов, что примерно соответствует 2-3 месяцам. Такие курсы подойдут тем, у кого уже есть педагогический опыт или подготовка в области точных наук. Например, программистам или экономистам, которые хотят сменить работу и стать педагогами. Этого срока будет достаточно и преподавателям других предметов (например, физики, информатики), которые обладают педагогическим образованием и опытом, но хотят расширить круг профессиональных возможностей. Остальным лучше выбирать программы длительностью 500-600 часов. Это позволит получить полноценные знания и навыки для работы учителем. Углубленное обучение может продолжаться 1,5-2 года.
Для поступления на курсы профпереподготовки достаточно подать заявление и предъявить диплом о профессиональном образовании. Вступительные экзамены сдавать не нужно. На обучение принимают и студентов старших курсов ВУЗов и ССУЗов, но получить документ о прохождении переподготовки они смогут только после получения основного диплома. В случае отчисления из института или колледжа студент теряет эту возможность. Обучение на курсах проходит в разных формах:
- очной;
- заочной;
- смешанной;
- дистанционной.
Специфика профессии
Педагогическая деятельность и работа в школе отличаются определенной спецификой. Она касается различных аспектов: трудоустройства, компетенции педагога, особенностей взаимодействия с детьми, оплаты труда.Поиск работы
С трудоустройством в обычную городскую или сельскую школу сложностей возникнуть не должно. Математика — один из главных предметов школьной программы, а специалистов во многих учебных заведениях не хватает. В обучение по программам ДПО может входить стажировка. Выбрав такой курс, слушатель получает возможность приобрести начальный практический опыт, а заодно обзавестись полезными знакомствами с потенциальными работодателями и опытными коллегами.В подобных случаях директор школы сам может предложить работу начинающему учителю или подскажет места, где требуются преподаватели математики. При самостоятельном поиске работы важно правильно составить резюме. Его основная цель — заинтересовать потенциального работодателя и побудить его пригласить кандидата на собеседование. Если профессионального опыта пока нет или он невелик, нужно сделать акцент на другой информации о себе.
- Образование
- Профессиональные навыки и качества
- Особенности личности и характера, влияющие на педагогическую деятельность
- Дополнительные сведения
- опыт репетиторства;
- владение определенными методиками преподавания предмета;
- умение пользоваться техническими средствами в процессе обучения;
- знание компьютерных программ для обучения математике.
- стрессоустойчивость;
- любовь к детям;
- самообладание;
- уравновешенность.
Суть профессии
Профессиональная деятельность педагога заключается не только в обучении конкретному предмету, но и в воспитании учеников, формировании их личностей. Как учитель-предметник преподаватель математики выполняет следующую основную работу:- проводит уроки по одному или нескольким (если есть дополнительная квалификация) предметам;
- оценивает знания учеников;
- проверяет домашние задания и контрольные работы;
- готовит старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ;
- принимает участие в работе экзаменационной комиссии;
- организовывает и проводит в школе предметные олимпиады, конкурсы, конференции.
- формирует мотивацию к обучению;
- прививает интерес к точным наукам;
- развивает познавательную активность и самостоятельность мышления;
- воспитывает в детях положительные качества характера: трудолюбие, любознательность, усидчивость;
- оказывает, при необходимости, индивидуальную помощь и поддержку;
- организовывает и проводит внеклассные мероприятия: экскурсии, праздники.
- регулярно вести классный журнал, личные дела учеников, протоколы родительских собраний;
- проверять тетради 2-3 раза в неделю;
- писать поурочные планы;
- разрабатывать программы по своим учебным предметам.
Заработная плата
Средняя зарплата учителей в России — 30-35 тыс. руб. в месяц. Оплата труда значительно различается в разных регионах. В Москве учитель математики получает 70-100 тыс. руб., в крупных городах — 35-40 тыс., а в мелких населенных пунктах эта цифра едва «дотягивает» до 20 тыс. Такой же разброс наблюдается и в отношении репетиторства, которое может быть хорошим финансовым подспорьем для школьных педагогов. Один час занятий в столице стоит 1,5-2 тыс. руб., в других городах — от 500 руб. В числе других факторов, влияющие на зарплату:- педагогическая нагрузка;
- квалификационная категория;
- стаж;
- тип учебного заведения;
- дополнительная работа.
Положительные и отрицательные стороны профессии
Прежде чем сделать решающий выбор, полезно будет сопоставить все плюсы и минусы профессии учителя математики.+ | − |
Востребованность | Ответственность за безопасность учеников |
Возможность постоянного профессионального и служебного роста | Высокий уровень стресса и психологического напряжения |
Продолжительный отпуск летом | Много утомительной «бумажной» работы |
Полный соцпакет в государственных школах | Небольшая зарплата |