• Организациям
    • Разработка курса
    • Готовые учебно-методические комплекты документации (УМК)
    • Дополнительные услуги
  • Контакты
  • Блог
  • Лицензии
  • Правила оплаты
  • Вопрос-ответ
  • Об академии
    • Отзывы
    • Партнеры
    • Реквизиты
  • Личный кабинет
  • Клиентам
  • ПН - ПТ с 9:00 до 18:00
  • г. Омск, ул. 27северная, 48, оф. 204
  • 8 (800) 101-57-21
Академия Дистанционного Образования
Дополнительное профессиональное образование Работаем по всей РФ
  • Клиентам
Академия Дистанционного Образования
Дополнительное профессиональное образование
Работаем по всей РФ
8 (800) 101-57-21
Отдел продаж:
+7 (904) 077-12-26
kursy@ooo-ado.ru
  • Профессиональная переподготовка
    • ОНЛАЙН КУРСЫ
    • Педагогика
    • Физическая культура и спорт
    • Психология
    • Рабочие профессии и должности служащих
    • Оценочная деятельность
    • Государственное и муниципальное управление
    • Медицина
    • Юриспруденция
    • Финансы
    • Нефтехимическая и химическая промышленность
    • Делопроизводство
    • Кадастровая деятельность
    • Информационные технологии и безопасность
    • Маркетинг
    • Бухгалтерское дело
  • Повышение квалификации
    • НМО
    • Педагогика
    • Физическая культура и спорт
    • Психология
    • Финансы
    • Ветеринария
    • Экономика
    • Государственное и муниципальное управление
    • Рабочие профессии и должности служащих
    • Нефтехимическая и химическая промышленность
    • Оценочная деятельность
    • Юриспруденция
    • Медицина
    • Кадастровая деятельность
    • Информационные технологии и безопасность
    • Маркетинг
    • Бухгалтерское дело
    • Делопроизводство
  • Аккредитация
    • АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
    • ПОРТФОЛИО
    • Сопровождение по набору баллов НМО
  • Вебинары
    • Медицина
    • Педагогика
    • Психология
    • Предпринимательская деятельность.

Как стать учителем математики?

  • 25.01.2022

По количеству отведенных на изучение часов математика относится к одним из основных предметов школьной программы. Она же — одна из самых сложных дисциплин для многих учеников. Преподавание этого предмета предполагает его глубокое знание, педагогическую увлеченность и умение просто объяснять сложные понятия. В этом материале рассказывается о том, как стать учителем математики.

Где можно получить образование

У школьного учителя математики может быть один из трех видов образования:

  • среднее специальное профессиональное педагогическое в области математики;
  • высшее профессиональное педагогическое в области математики;
  • среднее или высшее профессиональное в области математики + профессиональная переподготовка педагогического направления.

Требования к квалификации закреплены Приказом Минздрава и соцразвития РФ № 761н от 26.08.2010 года.

Получить один из этих видов образования и стать преподавателем математики можно двумя способами.

1 способ. ВУЗ или колледж

В педагогическом колледже получить специальность «Учитель математики» можно одновременно с профессией «Учитель начальных классов». Для поступления достаточно пройти конкурс аттестатов.

Программа обучения для очного отделения на базе девяти классов рассчитана на 3 года 10 месяцев, или 4 учебных года. На базе полного среднего образования обучение будет продолжаться на 1 год меньше — 2 года 10 месяцев, или 3 учебных года.

Этого уровня будет достаточно для преподавания математики в младших и средних классах школ в сельской местности или небольших городах.

Для того, чтобы преподавать алгебру и геометрию в старших классах школ, гимназий и лицеев крупных городов, нужно получить высшее педагогическое образование по одной из программ:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • специалитет.

Поступить в ВУЗ можно только на базе полного среднего образования. Очное обучение по программе бакалавриата рассчитано на 4 года, по программе специалитета — на 5 лет. После получения диплома бакалавра по любому направлению подготовки можно продолжить обучение в педагогической магистратуре (ФЗ № 773 «Об образовании», ст. 69). Учеба по этой программе длится 2 года.

Для поступления в педагогический ВУЗ после 11 классов нужно предоставить результаты ЕГЭ по предметам:

  • математика (профильный);
  • русский язык;
  • обществознание.

Если абитуриент поступает на два профиля, дополнительно потребуется предоставить результаты по соответствующим предметам. Для будущего учителя математики наиболее логичным будет выбор информатики в качестве дополнительного профиля.

2 способ. Профессиональная переподготовка

Этот способ получения образования подойдет специалистам любых направлений, которые решили сменить профессию и пойти работать в школу.

Профессиональная переподготовка — это вид дополнительного профессионального образования (ДПО), который позволяет за короткий срок стать учителем математики. На освоение курса требуется гораздо меньше времени, чем в ВУЗе за счет того, что в программу включены только профильные дисциплины.

Минимальный срок обучения — 250 академических часов, что примерно соответствует 2-3 месяцам. Такие курсы подойдут тем, у кого уже есть педагогический опыт или подготовка в области точных наук. Например, программистам или экономистам, которые хотят сменить работу и стать педагогами. Этого срока будет достаточно и преподавателям других предметов (например, физики, информатики), которые обладают педагогическим образованием и опытом, но хотят расширить круг профессиональных возможностей.

Остальным лучше выбирать программы длительностью 500-600 часов. Это позволит получить полноценные знания и навыки для работы учителем. Углубленное обучение может продолжаться 1,5-2 года.

Для поступления на курсы профпереподготовки достаточно подать заявление и предъявить диплом о профессиональном образовании. Вступительные экзамены сдавать не нужно.

На обучение принимают и студентов старших курсов ВУЗов и ССУЗов, но получить документ о прохождении переподготовки они смогут только после получения основного диплома. В случае отчисления из института или колледжа студент теряет эту возможность.

Обучение на курсах проходит в разных формах:

  • очной;
  • заочной;
  • смешанной;
  • дистанционной.

После завершения курса слушатели проходят итоговую аттестацию в той форме, которую устанавливает учебное заведение. Это может быть один или несколько экзаменов, зачеты, тесты или что-либо другое. Выпускникам, успешно прошедшим итоговые испытания, выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право преподавать в школе.

Специфика профессии

Педагогическая деятельность и работа в школе отличаются определенной спецификой. Она касается различных аспектов: трудоустройства, компетенции педагога, особенностей взаимодействия с детьми, оплаты труда.

Поиск работы

С трудоустройством в обычную городскую или сельскую школу сложностей возникнуть не должно. Математика — один из главных предметов школьной программы, а специалистов во многих учебных заведениях не хватает.

В обучение по программам ДПО может входить стажировка. Выбрав такой курс, слушатель получает возможность приобрести начальный практический опыт, а заодно обзавестись полезными знакомствами с потенциальными работодателями и опытными коллегами. В подобных случаях директор школы сам может предложить работу начинающему учителю или подскажет места, где требуются преподаватели математики.

При самостоятельном поиске работы важно правильно составить резюме. Его основная цель — заинтересовать потенциального работодателя и побудить его пригласить кандидата на собеседование. Если профессионального опыта пока нет или он невелик, нужно сделать акцент на другой информации о себе.

  1. Образование
  2. Профессиональные навыки и качества
  3. Особенности личности и характера, влияющие на педагогическую деятельность
  4. Дополнительные сведения

В разделе «Образование» можно указать не только данные дипломов ВУЗа и профессиональной переподготовки, но и наличие дополнительной квалификации, если она имеется. Например, курсы, дающие право преподавать другие предметы: физику, информатику, астрономию.

В числе профессиональных навыков начинающий учитель математики может указать:

  • опыт репетиторства;
  • владение определенными методиками преподавания предмета;
  • умение пользоваться техническими средствами в процессе обучения;
  • знание компьютерных программ для обучения математике.

Личные качества должны отражать способность и готовность педагога к воспитательной работе:

  • стрессоустойчивость;
  • любовь к детям;
  • самообладание;
  • уравновешенность.

Дополнительно уместно будет указать семейное положение, отсутствие вредных привычек, наличие грамот, наград и публикаций, имеющих отношение к профессии.

Суть профессии

Профессиональная деятельность педагога заключается не только в обучении конкретному предмету, но и в воспитании учеников, формировании их личностей.

Как учитель-предметник преподаватель математики выполняет следующую основную работу:

  • проводит уроки по одному или нескольким (если есть дополнительная квалификация) предметам;
  • оценивает знания учеников;
  • проверяет домашние задания и контрольные работы;
  • готовит старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ;
  • принимает участие в работе экзаменационной комиссии;
  • организовывает и проводит в школе предметные олимпиады, конкурсы, конференции.

Также учитель занимается воспитательной деятельностью:

  • формирует мотивацию к обучению;
  • прививает интерес к точным наукам;
  • развивает познавательную активность и самостоятельность мышления;
  • воспитывает в детях положительные качества характера: трудолюбие, любознательность, усидчивость;
  • оказывает, при необходимости, индивидуальную помощь и поддержку;
  • организовывает и проводит внеклассные мероприятия: экскурсии, праздники.

Кроме этого школьному учителю приходится выполнять много бумажной работы:

  • регулярно вести классный журнал, личные дела учеников, протоколы родительских собраний;
  • проверять тетради 2-3 раза в неделю;
  • писать поурочные планы;
  • разрабатывать программы по своим учебным предметам.

Ко всем перечисленным видам деятельности нужно добавить проведение родительских собраний, общение с родителями учеников, педсоветы, регулярное повышение квалификации.

Все это — далеко не полный набор функций и обязанностей, которые регулярно должен выполнять учитель.

Заработная плата

Средняя зарплата учителей в России — 30-35 тыс. руб. в месяц. Оплата труда значительно различается в разных регионах. В Москве учитель математики получает 70-100 тыс. руб., в крупных городах — 35-40 тыс., а в мелких населенных пунктах эта цифра едва «дотягивает» до 20 тыс.

Такой же разброс наблюдается и в отношении репетиторства, которое может быть хорошим финансовым подспорьем для школьных педагогов. Один час занятий в столице стоит 1,5-2 тыс. руб., в других городах — от 500 руб.

В числе других факторов, влияющие на зарплату:

  • педагогическая нагрузка;
  • квалификационная категория;
  • стаж;
  • тип учебного заведения;
  • дополнительная работа.

В частных учебных заведениях, гимназиях и лицеях педагоги зарабатывают больше, чем в государственных общеобразовательных школах.

Помимо репетиторства учитель математики может увеличить свой доход за счет классного руководства, ведения кружков или преподавания нескольких предметов (чаще всего — информатики или физики).

Положительные и отрицательные стороны профессии

Прежде чем сделать решающий выбор, полезно будет сопоставить все плюсы и минусы профессии учителя математики.

+ −
Востребованность Ответственность за безопасность учеников
Возможность постоянного профессионального и служебного роста Высокий уровень стресса и психологического напряжения
Продолжительный отпуск летом Много утомительной «бумажной» работы
Полный соцпакет в государственных школах Небольшая зарплата

Некоторые факторы можно расценивать двояко в зависимости от особенностей личности педагога и конкретных жизненных ситуаций. Например, для тех, кто любит детей, сам факт работы и повседневного общения с ними может стать стимулом для профессионального и творческого роста, и — наоборот.

Заключение

Любой желающий может получить профессию учителя математики. Для этого не обязательно учиться в институте 5 лет. Достаточно пройти курсы профпереподготовки. Последующий профессиональный рост будет происходить в процессе работы и накопления опыта. Главным для начинающего педагога остается осознанность сделанного выбора и желание работать творчески.

Популярные курсы

  • Клиническая нутрициология
    7 000 руб.
    Академия ДО
  • Общая психология
    10 000 руб.
    Академия ДО
  • Современные технологии визуализаци...
    Бесплатный
    Академия ДО

Поиск

Популярные курсы

  • Клиническая нутрициология
    7 000 руб.
    Академия ДО
  • Общая психология
    10 000 руб.
    Академия ДО
  • Современные технологии визуализаци...
    Бесплатный
    Академия ДО

Навигация

  • Профессиональная переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Об академии
    • Партнеры
  • Контакты
  • Бесплатные курсы
  • Правила оплаты
  • Политика обработки персональных данных
  • Вопрос-ответ
  • Аккредитация
  • Организациям
  • ОНЛАЙН ОПЛАТА

Контакты

  • 644116, г. Омск, ул. 27-я Северная, д. 48, оф. 211
  • Teл.: 8 (800) 101-57-21
  • Тех.поддержка: +7 (999) 456-12-26
  • info@ooo-ado.ru
  • Отдел продаж:
    +7 (904) 077-12-26,
    kursy@ooo-ado.ru

Мы в соц. сетях

Лицензия на право оказывать образовательные услуги № 29

Проверить лицензию

Mastercard
Visa
Сбербанк
© 2023 ООО «Академия ДО»
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных
поиск2