Как стать учителем математики?
- 25.01.2022

По количеству отведенных на изучение часов математика относится к одним из основных предметов школьной программы. Она же — одна из самых сложных дисциплин для многих учеников. Преподавание этого предмета предполагает его глубокое знание, педагогическую увлеченность и умение просто объяснять сложные понятия. В этом материале рассказывается о том, как стать учителем математики.
Где можно получить образование
У школьного учителя математики может быть один из трех видов образования:
- среднее специальное профессиональное педагогическое в области математики;
- высшее профессиональное педагогическое в области математики;
- среднее или высшее профессиональное в области математики + профессиональная переподготовка педагогического направления.
Требования к квалификации закреплены Приказом Минздрава и соцразвития РФ № 761н от 26.08.2010 года.
Получить один из этих видов образования и стать преподавателем математики можно двумя способами.
1 способ. ВУЗ или колледж
В педагогическом колледже получить специальность «Учитель математики» можно одновременно с профессией «Учитель начальных классов». Для поступления достаточно пройти конкурс аттестатов.
Программа обучения для очного отделения на базе девяти классов рассчитана на 3 года 10 месяцев, или 4 учебных года. На базе полного среднего образования обучение будет продолжаться на 1 год меньше — 2 года 10 месяцев, или 3 учебных года.
Этого уровня будет достаточно для преподавания математики в младших и средних классах школ в сельской местности или небольших городах.
Для того, чтобы преподавать алгебру и геометрию в старших классах школ, гимназий и лицеев крупных городов, нужно получить высшее педагогическое образование по одной из программ:
- бакалавриат;
- магистратура;
- специалитет.
Поступить в ВУЗ можно только на базе полного среднего образования. Очное обучение по программе бакалавриата рассчитано на 4 года, по программе специалитета — на 5 лет. После получения диплома бакалавра по любому направлению подготовки можно продолжить обучение в педагогической магистратуре (ФЗ № 773 «Об образовании», ст. 69). Учеба по этой программе длится 2 года.
Для поступления в педагогический ВУЗ после 11 классов нужно предоставить результаты ЕГЭ по предметам:
- математика (профильный);
- русский язык;
- обществознание.
Если абитуриент поступает на два профиля, дополнительно потребуется предоставить результаты по соответствующим предметам. Для будущего учителя математики наиболее логичным будет выбор информатики в качестве дополнительного профиля.
2 способ. Профессиональная переподготовка
Этот способ получения образования подойдет специалистам любых направлений, которые решили сменить профессию и пойти работать в школу.
Профессиональная переподготовка — это вид дополнительного профессионального образования (ДПО), который позволяет за короткий срок стать учителем математики. На освоение курса требуется гораздо меньше времени, чем в ВУЗе за счет того, что в программу включены только профильные дисциплины.
Минимальный срок обучения — 250 академических часов, что примерно соответствует 2-3 месяцам. Такие курсы подойдут тем, у кого уже есть педагогический опыт или подготовка в области точных наук. Например, программистам или экономистам, которые хотят сменить работу и стать педагогами. Этого срока будет достаточно и преподавателям других предметов (например, физики, информатики), которые обладают педагогическим образованием и опытом, но хотят расширить круг профессиональных возможностей.
Остальным лучше выбирать программы длительностью 500-600 часов. Это позволит получить полноценные знания и навыки для работы учителем. Углубленное обучение может продолжаться 1,5-2 года.
Для поступления на курсы профпереподготовки достаточно подать заявление и предъявить диплом о профессиональном образовании. Вступительные экзамены сдавать не нужно.
На обучение принимают и студентов старших курсов ВУЗов и ССУЗов, но получить документ о прохождении переподготовки они смогут только после получения основного диплома. В случае отчисления из института или колледжа студент теряет эту возможность.
Обучение на курсах проходит в разных формах:
- очной;
- заочной;
- смешанной;
- дистанционной.
После завершения курса слушатели проходят итоговую аттестацию в той форме, которую устанавливает учебное заведение. Это может быть один или несколько экзаменов, зачеты, тесты или что-либо другое. Выпускникам, успешно прошедшим итоговые испытания, выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право преподавать в школе.
Специфика профессии
Педагогическая деятельность и работа в школе отличаются определенной спецификой. Она касается различных аспектов: трудоустройства, компетенции педагога, особенностей взаимодействия с детьми, оплаты труда.
Поиск работы
С трудоустройством в обычную городскую или сельскую школу сложностей возникнуть не должно. Математика — один из главных предметов школьной программы, а специалистов во многих учебных заведениях не хватает.
В обучение по программам ДПО может входить стажировка. Выбрав такой курс, слушатель получает возможность приобрести начальный практический опыт, а заодно обзавестись полезными знакомствами с потенциальными работодателями и опытными коллегами. В подобных случаях директор школы сам может предложить работу начинающему учителю или подскажет места, где требуются преподаватели математики.
При самостоятельном поиске работы важно правильно составить резюме. Его основная цель — заинтересовать потенциального работодателя и побудить его пригласить кандидата на собеседование. Если профессионального опыта пока нет или он невелик, нужно сделать акцент на другой информации о себе.
- Образование
- Профессиональные навыки и качества
- Особенности личности и характера, влияющие на педагогическую деятельность
- Дополнительные сведения
В разделе «Образование» можно указать не только данные дипломов ВУЗа и профессиональной переподготовки, но и наличие дополнительной квалификации, если она имеется. Например, курсы, дающие право преподавать другие предметы: физику, информатику, астрономию.
В числе профессиональных навыков начинающий учитель математики может указать:
- опыт репетиторства;
- владение определенными методиками преподавания предмета;
- умение пользоваться техническими средствами в процессе обучения;
- знание компьютерных программ для обучения математике.
Личные качества должны отражать способность и готовность педагога к воспитательной работе:
- стрессоустойчивость;
- любовь к детям;
- самообладание;
- уравновешенность.
Дополнительно уместно будет указать семейное положение, отсутствие вредных привычек, наличие грамот, наград и публикаций, имеющих отношение к профессии.
Суть профессии
Профессиональная деятельность педагога заключается не только в обучении конкретному предмету, но и в воспитании учеников, формировании их личностей.
Как учитель-предметник преподаватель математики выполняет следующую основную работу:
- проводит уроки по одному или нескольким (если есть дополнительная квалификация) предметам;
- оценивает знания учеников;
- проверяет домашние задания и контрольные работы;
- готовит старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ;
- принимает участие в работе экзаменационной комиссии;
- организовывает и проводит в школе предметные олимпиады, конкурсы, конференции.
Также учитель занимается воспитательной деятельностью:
- формирует мотивацию к обучению;
- прививает интерес к точным наукам;
- развивает познавательную активность и самостоятельность мышления;
- воспитывает в детях положительные качества характера: трудолюбие, любознательность, усидчивость;
- оказывает, при необходимости, индивидуальную помощь и поддержку;
- организовывает и проводит внеклассные мероприятия: экскурсии, праздники.
Кроме этого школьному учителю приходится выполнять много бумажной работы:
- регулярно вести классный журнал, личные дела учеников, протоколы родительских собраний;
- проверять тетради 2-3 раза в неделю;
- писать поурочные планы;
- разрабатывать программы по своим учебным предметам.
Ко всем перечисленным видам деятельности нужно добавить проведение родительских собраний, общение с родителями учеников, педсоветы, регулярное повышение квалификации.
Все это — далеко не полный набор функций и обязанностей, которые регулярно должен выполнять учитель.
Заработная плата
Средняя зарплата учителей в России — 30-35 тыс. руб. в месяц. Оплата труда значительно различается в разных регионах. В Москве учитель математики получает 70-100 тыс. руб., в крупных городах — 35-40 тыс., а в мелких населенных пунктах эта цифра едва «дотягивает» до 20 тыс.
Такой же разброс наблюдается и в отношении репетиторства, которое может быть хорошим финансовым подспорьем для школьных педагогов. Один час занятий в столице стоит 1,5-2 тыс. руб., в других городах — от 500 руб.
В числе других факторов, влияющие на зарплату:
- педагогическая нагрузка;
- квалификационная категория;
- стаж;
- тип учебного заведения;
- дополнительная работа.
В частных учебных заведениях, гимназиях и лицеях педагоги зарабатывают больше, чем в государственных общеобразовательных школах.
Помимо репетиторства учитель математики может увеличить свой доход за счет классного руководства, ведения кружков или преподавания нескольких предметов (чаще всего — информатики или физики).
Положительные и отрицательные стороны профессии
Прежде чем сделать решающий выбор, полезно будет сопоставить все плюсы и минусы профессии учителя математики.
+ | − |
Востребованность | Ответственность за безопасность учеников |
Возможность постоянного профессионального и служебного роста | Высокий уровень стресса и психологического напряжения |
Продолжительный отпуск летом | Много утомительной «бумажной» работы |
Полный соцпакет в государственных школах | Небольшая зарплата |
Некоторые факторы можно расценивать двояко в зависимости от особенностей личности педагога и конкретных жизненных ситуаций. Например, для тех, кто любит детей, сам факт работы и повседневного общения с ними может стать стимулом для профессионального и творческого роста, и — наоборот.
Заключение
Любой желающий может получить профессию учителя математики. Для этого не обязательно учиться в институте 5 лет. Достаточно пройти курсы профпереподготовки. Последующий профессиональный рост будет происходить в процессе работы и накопления опыта. Главным для начинающего педагога остается осознанность сделанного выбора и желание работать творчески.